Шинники подкатывают к восстановлению
Рынок пережил кризис благодаря экспорту и ждет роста внутренних продаж Российский рынок шин в 2016 году, по оценкам его участников, сократился примерно на 11% после падения примерно на 20% в 2015 году. Но крупные иностранные игроки смогли пройти два сложных года кризиса благодаря росту экспорта и в прошлом году даже наращивали производство. В этом году выпуск шин может продолжить рост, поскольку основные игроки ожидают увеличения внутренних продаж в надежде на восстановление рынка легковых машин. Российский шинный рынок в прошлом году продолжил падение, хотя и меньшими темпами. По оценке Michelin, в целом шинный рынок России к концу 2016 года сократился на 11%, до 30,8 млн шин. В 2015 году участники рынка оценивали "Ъ" падение продаж примерно в 20% и отмечали, что пытаются компенсировать дефицит внутреннего спроса продажами за рубеж. Эта тенденция сохранилась и в прошлом году, в котором, судя по данным отдельных крупных игроков, производство шин в России даже выросло благодаря экспорту. Так, завод Continental в Калуге по итогам года нарастил объем выпуска на 50%, до 3 млн шин, сообщила вчера компания. В 2017 году на заводе планируют нарастить производство еще на 100 тыс. шин. Кроме того, Continental намерена увеличить количество видов продукции на 30 наименований, сейчас в Калуге выпускается около 300 видов шин. Доля экспорта от общего выпуска составила 30%, новыми рынками в 2016 году стали Китай и Канада. Представитель другого участника рынка, финской Nokian Tyres, отметил, что до кризиса 2014 года компания реализовывала на российском рынке до 40% продукции со своих производств в Ленинградской области, а сейчас только 15-20%, все остальное идет на экспорт. Своих объемов выпуска по итогам 2016 года в Michelin не раскрыли, отметив, что, несмотря на кризис, в конце 2016 года компания продолжила развитие в России -- на заводе в Московской области мощностью 1,5-2 млн шин в год была запущена в производство новая гамма шин (Primacy 3), а также начался выпуск шин в 17 дюймов (до этого на заводе выпускались шины посадочного диаметра только с 13-го по 16-й). В Michelin отметили, что в 2017 году намерены увеличить объемы производства и рассчитывают на восстановление внутреннего рынка "как результат положительного прогноза продаж новых машин". Другие участники рынка и в Ассоциации европейского бизнеса на запрос "Ъ" вчера не ответили. По данным немецкой GfK, спад на российском рынке шин начался в 2014 году -- тогда продажи упали на 17,5%. В Continental тогда ожидали восстановления рынка лишь к 2020 году, актуализировать прогноз у компании вчера не удалось. Впрочем, в некоторых сегментах наблюдалась и положительная динамика, например в шинах для внедорожников. По данным Michelin, на сегмент шин 4х4 пришлось 18,5% (5,7 млн шин), он сопротивляется кризису лучше, чем рынок в целом, отмечают в компании. При этом на фоне снижения спроса на внутреннем рынке инвестиционная активность компаний не затухает. В декабре прошлого года в Ульяновске было запущено производство шин Bridgestone (инвестиции 12,5 млрд руб.). Компания заявляла о планах по выпуску 2 млн шин ежегодно с последующим увеличением до 4 млн шин в год "по мере восстановления автомобильного рынка". В начале декабря концерн Nokian Tyres объявил о планах установить на заводе в Ленинградской области в 2017 году еще одну производственную линию мощностью около 1,5 млн шин в год, так мощность завода дойдет до 17 млн шин в год. Глава российского подразделения концерна Андрей Пантюхов замечал в России "первые признаки стабилизации и, может быть, даже какого-то оживления". Вчера Continental также заявила о планах расширения производственных мощностей, чтобы "быть готовой к меняющимся условиям рынка". В 2015 году компания отложила выход калужского завода на полную мощность до 2017 года из-за "сложившейся экономической ситуации". Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" согласен, что на рынке шин можно ожидать стабилизации и возвращения к росту. Этому будут способствовать стабилизация авторынка и экономики в целом, улучшение потребительских настроений и реализация отложенного спроса. Кроме того, иностранным компаниям на российском рынке действительно удается компенсировать дефицит спроса за счет экспорта. Яна Циноева