Войти в почту

РЖД платит копейки за владимирскую землю

Фото с ресурса lestni.ca Уже два крупных политика – сенатор Сергей Рыбаков и губернатор Светлана Орлова – высказались о предложении «ТВ МИГ» подумать о возможности переноса железной дороги подальше от парадного южного фасада Владимира либо, как минимум, перекрытия её навесом с устройством на ней общественного пространства, в частности, набережной. Идеей они заинтересовались, но оказались не готовы к содержательному ответу – очевидно, просто никогда не задумывались об этом, так как никто до нас такой вопрос не ставил. Против переноса железной дороги аргумент один – слишком дорого. Но, во-первых, никто не считал, а во-вторых, почему это должно быть проблемой города или области? Нет, устранение или хотя бы минимизация негативного воздействия железной дороги на исторический ландшафт второй столицы Руси должно быть головной болью ОАО «РЖД». Это не какая-то социальная структура, а волне себе коммерческая, входящая, наравне с «Газпромом», «Роснефью» и «Росатомом», в число крупнейших и богатейших в России. РДЖ паразитирует на городе Акционерное общество «Российские железные дороги» занимает во Владимире огромную территорию – более 10 кв. км, включая уникальные земли города XII века, его исторического ядра, а также водоохранную зону реки Клязьмы, территорию, где должно быть общественное пространство, располагаться городская набережная. Представьте: это то же самое, как если бы в Москве 7-колейная железная дорога шириной 100 м проходила бы между Кремлёвской стеной и Москвой-рекой. Или в Санкт-Петербурге – между Невой и Зимним дворцом. У нас – это примерно то же самое! Почему этим вопросом никто никогда не задавался? А ведь кроме значительного федерального ресурса, которым, безусловно, обладают наш губернатор и сенатор, есть и серьёзный финансовый рычаг воздействия на РЖД – через земельный налог. Сколько, интересно, платит в бюджет города эта богатейшая коммерческая структура? В областной налоговой инспекции на запрос «ТВ МИГ» дали информацию, повергшую в шок: ОАО «РЖД», этот крупнейший во Владимире землевладелец, занимающий в том числе уникальный южный фасад города XIIвека, второй столицы Руси, платит в городской бюджет менее 2 миллионов рублей земельного налога в год! Если точно – 1941 тыс. руб. За такие территории, за золотую землю в историческом ядре это даже не копейки, это ничто. Это 0,05% зарплаты членов правления ОАО. Земельный налог для РЖД во Владимире нужно поднять настолько (ставки устанавливают местные власти, кадастровая оценка земли также делается на основе данных местных властей) настолько, чтобы, во-первых, компенсировать городу наносимый ущерб, наполнить городскую казну, а во-вторых, сделать для компании экономически целесообразным рассмотрение вариантов. Насколько реален перенос железной дороги? Если говорить об эконом-варианте – перекрытии железной дороги навесом на протяжении полукилометра (от моста через Клязьму до вокзала с устройством на ней общественного пространства) – то это более чем реально. Для РЖД это сущий пустяк. Но даже более радикальный вариант – с переносом дороги – не так уж дорог, если учесть все обстоятельства. Во-первых, обход железной дороги вокруг Владимира не придётся строить отдельно. Можно совместить эти работы со строительством высокоскоростной магистрали (ВСМ). Проложить вместо двух колей четыре куда дешевле, чем прокладывать отдельную дорогу. Да и вокзал не придётся строить – для ВМС ведь всё равно возведут. Во-вторых, сортировочные станции в Юрьевце и Владимире никуда переносить не придётся, к ним сохранятся ж/д пути соответственно с запада и востока. И пригородное движение в ковровском направлении никуда не денется – вся железнодорожная инфраструктура к востоку от нынешнего вокзала сохранится. Для пригородных поездов московского направления надо устроить станцию в юго-западном районе Владимира – это, кстати, в любом случае стоило бы сделать: город динамично развивается именно в эту сторону, и жителям юго-запада очень далеко и неудобно ездить на вокзал; они совершенно справедливо указывают на то, что у жителей восточного района есть станция Автоприбор. А вокзал для проходящих скоростных поездов всё равно будет располагаться в другом месте – на северной окраине города. Железнодорожное полотно демонтируется лишь на участке от нынешнего вокзала до юго-западного района, до новой станции пригородного сообщения московского направления. Освободившийся участок – и это в-третьих – можно использовать с большой пользой. Прежде всего, насыпь – готовая подушка для южной городской магистрали. Без этой дороги динамично развивающийся в юго-западном направлении город с каждым годом будет всё сильнее задыхаться. Останется положить асфальт. Экономия составит явно более миллиарда рублей, которые частично компенсируют затраты на строительство железнодорожного обхода. Кроме того, немало земли, включая полосу отвода, освободится, и её на участке к западу от моста через Клязьму можно продать на аукционе за хорошие деньги, что также частично покроет затраты на строительство обхода. А для общественной зоны хватит участка от вокзала до моста через Клязьму. Это место станет ещё одним центром города. И уникальный южный фасад Владимира, изуродованный в XIX веке, когда люди не думали о подобных вещах, будет восстановлен в первозданной красе. То, что не по зубам политикам и чиновникам, по силам художнику. Автор этой картины, член Союза художников Исмятулла Такташов уже видит своим внутренним взором дивный фасад города Владимира, освобождённый от железной дороги. Об этой утрате сорок лет назад с болью писал наш земляк, выдающийся русский советский археолог Николай Воронин: «У его (живописного южного склона холмов) подножия проходит открытая в 1861 году Московско-Нижегородская железная дорога, путевое хозяйство которой обезображивает прекрасную южную панораму города» и «отрезает город от реки». А ведь именно парадный южный фасад Владимира является его визитной карточкой. «Главным аспектом городского ансамбля был, несомненно, его южный фасад, обращённый к реке и шири пойм и лесов, – пишет Воронин. – Отсюда город был виден во всей своей величавой протяжённости, напоминая панораму Киева над Днепром». И далее: «Только Киев да Нижний Новгород могли соперничать с древним Владимиром величием своих гордых холмов и захватывающей грандиозностью и красотой пейзажа». И вот именно здесь, в этом уникальном месте, сейчас проходит магистральная железная дорога не только с пассажирскими, но и грузовыми составами. По мнению выдающегося археолога, именно сходство этих холмов над Клязьмой с киевскими стало решающим фактором для Андрея Боголюбского при принятии им решения о переносе столицы Руси на север. Значение этого события, возможно, превосходит даже рывок к Балтийскому морю Петра Великого. Как знать, если бы столица в XII веке осталась в Киеве, Русь-Россия, может быть, никогда не стала бы северной империей, индустриальной державой, не приросла бы Сибирью, осталась бы хуторской, сельскохозяйственной южной страной. Вот насколько знаковое это место для нашего города и России. И вот как мы, потомки Андрея Боголюбского, бездарно используем его – за копейки отдаём под объект высокой техногенной нагрузки и особой опасности.

РЖД платит копейки за владимирскую землю
© ТВ-МИГ