Мобильные операторы защищают свои позиции на рынке Минувший год показал, что рынок сотовой связи находится на пороге серьезных изменений: на фоне нулевого роста выручки мобильных операторов растет популярность мессенджеров и стриминговых видеосервисов. Момент их появления и бурного развития был упущен сотовыми компаниями, и теперь они устремились следом. С учетом того что в 2017 году на рынок сотовой связи собирается выйти Сбербанк, даже сохранить текущие позиции "большой тройке" будет непросто. Операторы "большой тройки" провожают год на минорной ноте. В третьем квартале МТС, "МегаФон" и "Вымпелком" одновременно отправили в минус как групповую выручку, так и выручку от мобильных услуг. С лидером рынка -- МТС -- это случилось, по признанию ее президента Андрея Дубовскова, впервые. Операционная прибыль сотовых операторов до вычета амортизации и нематериальных активов (OIBDA) также сократилась в третьем квартале: на 3% у МТС, на 10,5% у "МегаФона" и на 6% у "Вымпелкома". Сотовый оператор Tele2 решил временно не публиковать отчетность, чтобы не провоцировать конкурентов. Ситуация с тарифами сотовых операторов, как и с розничными сетями, уже не может быть хуже, а следующий год выглядит поворотным, констатируют аналитики "Ренессанс Капитала". Спад на потребительском рынке вынудил операторов пожертвовать частью доходов при запуске маркетинговых инициатив -- нужно было удерживать абонентов, повышать их лояльность. Например, в марте "Вымпелком" представил линейку пакетных тарифов "Все!", в рамках которой можно было от 301 руб. в месяц получить до 2 Гб интернет-трафика, а также фиксированный интернет и ТВ. А "МегаФон" договорился с "ЭР-Телекомом" о скидке 20% при подключении фиксированной связи в ряде регионов. Потребители предложения оценили, но это лишь добавило головной боли: год стал рекордным по числу абонентов, перешедших от оператора к оператору по процедуре переносимости номера (7%), показал опрос Deloitte. "Пакетные предложения, которые были представлены всеми операторами, оказались маркетинговым просчетом",-- считает собеседник "Ъ" из числа партнеров нескольких операторов. По его словам, "попытка насильственно заставить абонента платить больше привела к массовому изменению тарифных планов, и люди стали выбирать более дешевые услуги". С недавних пор "Вымпелком" стал менее активно продвигать свой самый дешевый тарифный план из линейки "Все!", заметили аналитики Сбербанка. Но попытки сотовых операторов поднять цены, в частности на международный роуминг, вызывают оперативную реакцию ФАС, начинающей "проверять механизмы ценообразования". Не слишком помогают оператором и розничные продажи: большинство в этом году признало необходимость сокращения сетей. Еще в 2015 году, после ухода из принадлежащей "МегаФону" и "Вымпелкому" "Евросети", МТС стала расширять ритейл. За три квартала 2016 года розница МТС выросла на 30%, до 6 тыс. точек, став крупнейшей непродовольственной сетью. Начиная с первого квартала МТС планирует сокращать количество салонов. Также в следующем году ожидается решение по судьбе "Евросети". Например, в "ВТБ Капитале" ожидают разделения этой компании. Участники рынка пытаются дополнительно диверсифицировать услуги в направлении модных тенденций, запуская собственные коммуникационные приложения, стриминговые ТВ-сервисы и проекты в области финансовых услуг. Но, кажется, уже поздно: по признанию основного владельца АФК "Система" Владимира Евтушенкова, телекоммуникационные компании "проспали" появление мессенджеров и теперь вынуждены с ними считаться. Трудно поверить, что они смогут стать чем-то иным как не "трубой" для передачи контента. Тем временем на рынок выходят новые неожиданные и сильные игроки: Сбербанк объявил о планах по запуску своего сотового оператора и задумал создать в России экосистему по примеру китайской Alibaba. А для бизнеса сотовых операторов дополнительной угрозой стал принятый в июле "закон Яровой", затраты на внедрение положений которого рискуют достичь 2,2 трлн руб. В такой ситуации будущее мобильных операторов отнюдь не выглядит безоблачным, в ближайшие годы расклад сил на рынке может измениться, а традиционных игроков ждут явно трудные времена. Владислав Новый

Все на выручку
© Коммерсант