Что ждет стройкомлекс Подмосковья с новым руководством
В самом конце уходящего года у руля строительного комплекса Московской области встал новый руководитель. К чему это может привести? Эпидемии банкротств застройщиков не избежать Зампред правительства региона Герман Елянюшкин, ставший весьма медийной персоной, занимался вопросами строительства с мая 2012 года. За это время в Подмосковье было внедрено несколько инициатив, которые многими экспертами рынка оцениваются крайне положительно. Во-первых, сначала было ограничено, а потом и вовсе запрещено строительство нового высотного жилья в Балашихе и Королеве. Ограничение также коснулось Химок и ряда других населенных пунктов, примыкающих к столице (об одной из главных причин данного моратория «СП» подробно рассказывала в материале от 29 октября с.г. «Москву окружили дешевками»). Во-вторых, в свете борьбы за красивый архитектурный облик подмосковных городов вступил в силу запрет на строительство высотных панельных домов устаревших серий. Руководству домостроительных комбинатов, выпускавших подобную продукцию, было предложено провести модернизацию производства. В-третьих, с целью упорядочения, мягко говоря, несколько хаотичной застройки муниципалитетов, был начат процесс разработки генпланов застройки населенных пунктов Подмосковья. Правда, работа пока еще далека от завершения: на данный момент документация по территориальной застройке утверждена лишь в 40% городов области. Наконец, в-четвертых, во многом именно с подачи подмосковных властей в закон о долевом строительстве (ФЗ № 214) были внесены поправки, дополнительно защищающие права обманутых дольщиков. И это не удивительно – по количеству проблемных долгостроев Московская область занимает 5 место в стране. И вот теперь Германа Елянюшкина на этом ответственном для экономики области посту сменил бывший глава подмосковного комитета по конкурентной политике Максим Фомин. Изменится ли в связи с этим политика строительства в регионе, и если да, то каким именно образом? - Здесь вряд ли стоит ожидать революционных перемен, - считает генеральный директор компании «КРАЙС Девелопмент» Яков Литвинов. - Базовые приоритеты, скорее всего, останутся прежними - сокращение строительства жилья, стимулирование создания рабочих мест и возведения инфраструктурных объектов. Видеоврез (реклама) Основатель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры", Андрей Комиссаров, также полагает, что чудес от нового руководителя стройкомплекса Подмосковья ожидать не стоит. - Новая метла не всегда метет по-новому, - рассуждает он. - Представляется, что смена руководства в этой области не является вынужденной мерой, направленной на оптимизацию строительства в целом. Прослеживается общий принцип действия в современной политике: если чиновник совершает те или иные ошибки, то его просто переводят на другую должность. А по официальной версии Герман Елянюшкин снят с занимаемой должности по причине переноса сроков сдачи трех перинатальных центров в Московской области. Но при этом, уверен эксперт, далеко не всегда новая должность «проштрафившегося» хуже предыдущей. Для Комиссарова очевидно, что преемник, Максим Фомин, рекомендован к назначению самим бывшим зампердом правительства Подмосковья. Для которого, кстати, в правительстве специально учреждена новая должность – советник губернатора Подмосковья Андрея Воробьева в ранге министра Правительства Московской области. «Данная должность, - развивает мысль адвокат, - явно лучше прежней, ну а как звучит! Таким образом получается, что для продвижения по карьерной лестнице чиновнику всего-то и нужно было сорвать сроки сдачи нескольких жизненно важных для области объектов». Но даже если исходить из соображения, что подобная «рокировка» руководящего состава в высшем эшелоне областных чиновников – достаточно рутинная акция, никоим образом не свидетельствующая о революционных переменах, то появление каких-либо новаций в любом случае неизбежно. Какими же они могут быть? Ведь, например, многим экспертам очевидно, что та же транспортная инфраструктура Подмосковья безусловно развита недостаточно. Она явно не соответствует возросшей мобильности населения, и этому следовало бы уделить особое внимание. - Вообще стройкомплекс Подмосковья имеет все предпосылки для роста, - уверен Яков Литвинов. - Этому способствует чрезмерная централизация ресурсов в Московском регионе и, как медицинский факт, стремление людей из регионов России переселиться в большую московскую агломерацию. Данное обстоятельство нивелирует многие просчеты в территориальном планировании. Особенно важно властям Москвы и Подмосковья синхронизироваться в стратегическом целеполагании. Будет развиваться, уже ставшая, надо сказать за короткое время привычной, но в общем-то инновационная, ведомственная информационная система по обеспечению градостроительной деятельности в Московской области "ВИС-ИСОГД". А вот Андрей Комиссаров в прогнозах о будущем стройкомплекса Подмосковья на 2017 год довольно беспощаден: сферу строительства в России ожидает эпидемия банкротств застройщиков, вызванная как раз нововведениями в 214-ФЗ, и Московскую область она также не обойдет. - Средства дольщиков, - доказывает свою точку зрения юрист, - сможет привлекать только тот застройщик, уставный капитал которого полностью оплачен. Кроме того, минимальный размер уставного капитала будет зависеть от площади всех возводимых застройщиком объектов долевого строительства. Вводится новый механизм привлечения средств граждан в строительство через специальные эскроу-счета в банках. Застройщик получит средства дольщика только после передачи ему квартиры, а денежные средства на строительство необходимо будет брать под процент у банков или частных инвесторов. Будет учрежден компенсационный фонд, формируемый за счет обязательных взносов для всех застройщиков. Данные изменения приведут к тому, что многие застройщики более не смогут отвечать новым требованиям и будут вынуждены прекратить свою деятельность. Стоимость жилья должна вырасти приблизительно на двадцать процентов, поскольку банки не станут предоставлять денежные средства на строительство безвозмездно. Похоже, что законодатель в попытке защитить дольщика от недобросовестного застройщика идет по пути наименьшего сопротивления. Есть подозрение, что данные изменения лоббированы крупными строительными компаниями и банками, поскольку даже добросовестные небольшие строительные компании будут вынуждены прекратить свою деятельность, а граждане будут вынуждено переплачивать за квадратные метры. Также несостоятельной видится идея создания компенсационного фонда, гораздо логичней было бы доработать механизм страхования ответственности застройщиков.