Вагоны съезжаются под одну крышу
РТХ и "Трансфин-М" объединяют парки крытых вагонов
"Рэйлтрансхолдинг" (РТХ) Сергея Шпака и лизинговая компания "Трансфин-М" заключили соглашение о совместном управлении парком через СП "АМ-Транс". Оно будет оперировать 7,8 тыс. крытых вагонов, другие направления деятельности определятся к весне. По мнению аналитиков, для РТХ это шанс загрузить заказами свои вагоностроительные мощности, для "Трансфин-М" -- хорошо знакомый вариант партнерства с машиностроителями. "Рэйлтрансхолдинг" Сергея Шпака и "Трансфин-М" (подконтролен НПФ "Благосостояние") объединяют парк под управлением СП АО "АМ-Транс", следует из документов, имеющихся в распоряжении "Ъ". К СП перейдет оперирование 7,8 тыс. крытых вагонов, из которых 2 тыс. находятся в аренде (крупнейший арендатор -- Первая грузовая компания Владимира Лисина). По оценке "Infoline-Аналитики", сейчас у РТХ около 5,6 тыс. крытых вагонов, у "Трансфин-М" на конец первого полугодия -- примерно 3,7 тыс., но часть этих вагонов может уже принадлежать им совместно в рамках СП. По Kartoteka.ru, паритетное СП "АМ-Транс" учреждено еще в 2013 году "Трансфин-М" и Армавирским заводом тяжелого машиностроения (АЗТМ). РТХ купил АЗТМ в 2015 году у банка "Россия" (основной акционер -- Юрий Ковальчук), к которому он отошел за долги украинского "Азовмаша" (см. "Ъ" от 10 марта 2015 года). Это не единственное операторское СП "Трансфин-М": у компании на конец 2015 года действовали пять паритетных СП -- операторов подвижного состава, совокупный парк которых составлял 22,75 тыс. вагонов. Сначала парк в управлении "АМ-Транс" состоял из 1,5 тыс. нефтебензиновых цистерн и 500 цистерн для сжиженных углеводородных газов, но затем компания начала докупать крытые вагоны. Так, в мае "Трансфин-М" и банк "Россия" подписали договор об открытии на пять лет кредитной линии на 942 млн руб. с целью приобретения 580 крытых вагонов для передачи в лизинг "АМ Трансу". В РТХ "Ъ" сообщили, что пока не готовы давать комментарии по целевому объему и структуре парка в распоряжении СП, подробности должны появиться весной 2017 года, когда будет выработана стратегия его развития. В "Трансфин-М" вопрос не комментируют. Ранее ключевым финансовым партнером РТХ был "ВЭБ-лизинг" (ВЭБЛ). Но в сентябре ВЭБЛ забрал из лизинга у РТХ и передал Федеральной грузовой компании ОАО РЖД 16 тыс. вагонов, в том числе 2,7 тыс. крытых (см. "Ъ" от 30 сентября). Споры по лизинговым договорам между ВЭБЛ и структурами РТХ сейчас рассматриваются в суде. В итоге, замечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, РТХ пришлось искать другого финансового партнера. Для РТХ, который объединяет вагоностроительный, оперлизинговый и операторский бизнес, основная задача сейчас -- это сохранение финансовой устойчивости, считает господин Бурмистров. Учитывая, что РТХ в первую очередь вагоностроитель, а уже во вторую -- оператор, заключение соглашения с "Трансфин-М" позволило уже во втором полугодии 2016 года обеспечить загрузку вагоностроительного бизнеса по крытым вагонам (за десять месяцев 2016 года аффилированным компаниям, в том числе "АМ-Транс", поставлено 1700 крытых вагонов). Для "Трансфин-М", говорит эксперт, модель создания СП с вагоностроителями и аффилированными с ними оперлизинговыми компаниями давно отработана: так, по подобной схеме компания в 2012-2013 годах работала с Новокузнецким вагоностроительным заводом и аффилированной с ним Кузбасской думпкарной компанией. Наталья Скорлыгина