Кризис опустился на уровень малого и среднего бизнеса

Малые и средние промышленные предприятия хуже всего адаптируются к экономическому кризису и переживают трудности с реализацией товаров и услуг на российском рынке, тогда как крупные компании демонтируют рекордные показатели адаптации и довольны текущим спросом на свою продукцию, следует из «Мониторинга экономической ситуации в России», подготовленного экспертами РАНХиГС, Институт Егора Гайдара и ВАВТ. Эксперты Института Гайдара зафиксировали в IV квартале 2016 года рекордные показатели индекса адаптации (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») — почти 75% промышленных предприятий адаптировались к текущему экономическому кризису. Рост общего показателя обеспечили крупные предприятия, (с численностью работников свыше 1 тыс. чел.), отмечают эксперты. В этой группе индекс достиг в IV квартале 2016 года 79%, что стало абсолютным максимумом группового показателя. «Индекс адаптации для малых и средних предприятий (1–250 чел. занятых) значительно уступает индексу очень крупных предприятий и не имеет никакой положительной динамики в 2015–2016 гг. В эти кризисные годы адаптация в группе малых и средних предприятий составляет 57–58%. Чуть лучше положение оценивается крупными предприятиями (251–1000 чел. занятых), которые смогли адаптироваться к текущему кризису на 64%, но – тоже без положительной динамики к концу второго года кризиса», — сообщают эксперты. Своим финансово-экономическим положением удовлетворены 87% промышленных предприятий (такой уровень не фиксировался с начала 2008 годп), обеспеченностью кадрами – 83% (лучший результат за все время), сырьем и материалами – 81% (также рекордный уровень). Эксперты отмечают, что удовлетворенность спросом разделила промышленные предприятия по оценке ситуации: «крупнейшие производства им более или менее довольны, а малые и средние – нет». Данные опросов свидетельствуют, что в 2015-2016 годах малые и средние предприятия снизили удовлетворенность спросом на свою продукцию по сравнению с предкризисными годами. «Таким образом, кризис спроса если и коснулся российской промышленности в 2015–2016 гг., то в основном в части малого и среднего бизнеса», — заключают эксперты. Авторы опроса предостерегают, что слишком «успешная» адаптация промышленности к текущей ситуации чревата тем, что предприятия не будут инициировать активных попыток перейти к действительно серьезному росту.