Схватка за гонорар: Новый поворот в борьбе за деньги РАО
"Письмо позвало в дорогу". Была такая рубрика в советских ещё газетах, да и сейчас она актуальна, особенно если "общественность" интересуется. Вот, члены правления Гильдии кинодраматургов России обращаются с открытым письмом к главе Российского союза правообладателей, Андрею Кричевскому. Вопросов – длинный список: сколько именно эта организация по управлению авторскими правами собирает отчислений и как они распределяются? Просят уточнить, в какие именно "специальные фонды" часть этих сумм почему-то перечисляется и что именно данные фонды делают для нужд сценаристов? Мы решили процесс коммуникации ускорить и отправились в офис к господину Кричевскому, также возглавляющему еще одно "авторское общество"- Всероссийскую организацию интеллектуально собственности, собирающую деньги в пользу исполнителей фонограмм. Заходим в двери, начинаем разговор с охраной. Пока мы ждем встречи, можем сами частично ответить на вопросы кинодраматургов. По нашим данным, как РСП так и ВОИС переводят 2,5 процента всех собранных средств в "Национальный фонд культурных инноваций "Пётр Великий" - и еще столько же -2,5% от сбора "Национальный Фонд поддержки правообладателей". Вроде бы всё в соответствии с Уставом, но вопросы остаются: как именно эти фонды поддерживают правообладателей и кто именно ими осчастливлен? Группа авторов в Пресненском суде по-прежнему оспаривает назначение директора Первого музыкального издательства Максима Дмитриева генеральным директором Российского авторского общества, считая выбравшую его 31-го августа конференция обществ а—«нелегитимной и созванной с нарушением закона». Но куда больше затягивания процесса пришедших удивило появление в суде вот этой женщины, Ксении Мирясовой. Про неё известно, что раньше она работала в Министерстве культуры, где как раз курировала вопросы работы авторских обществ. Мы попытались узнать, чьи интересы она теперь представляет, может быть, как раз Максима Дмитриева? Омбудсмен по интеллектуальным правам Анатолий Семёнов по нашей просьбе проясняет ситуацию: по его мнению, налицо так называемый "конфликт интересов". Мирясова еще в Минкульте плотно взаимодействовала с руководством ОКУПов, в том числе – с Андреем Кричевским. При этом господина Дмитриева, восемь лет являвшегося членом совета директоров РАО, видимо, не смущает судьба гендиректора авторского общества Сергея Федотова, уже более полугода находящегося в изоляторе по делу о мошенничестве. Люди, проработавшие в РАО много лет, говорят: это именно Федотов привел своего друга и бизнес-партнера Кричевского на работу. Делегировал ему большие полномочия, в том числе – право подписи. Способствовал тому, чтобы от РАО "отпочковались" ВОИС и РСП. Как самостоятельные структуры, которые как раз и возглавил Андрей Кричевский. Теперь эта дружба закончилась тем, что многие называют "рейдерским захватом". При этом фамилия господина Кричевского уже не раз встречалась в сообщениях о попытках незаконного передела собственности. Самые громкие – попытки смена владельцев ярославского завода "Красный маяк" и фирмы, владевшей сочинскими жилыми комплексами. Но теперь юристов РАО больше интересуют деньги общества, зависшие в различных коммерческих банка. Советник гендиректора Антон Кулагин показывает нам действительно любопытный документ: это "черная бухгалтерия" лишенного лицензии Мострансбанка, где РАО потеряло 610 миллионов рублей.. Вот, например, некое ООО "Проммконструкция" выводит 77 миллионов рублей, вот "Траст сервис" забирает 106900, а вот и вовсе куда-то "испаряются" 450 миллионов "авторских рублей". Но что самое поразительное: деньги потом на счета РАО возвращались! А само общество ни об этих операциях, ни о фирмах, которым якобы переводило деньги, вообще понятия не имело. Когда закончится дело о банкротстве Мострансбанка, и РАО получит свои деньги, сейчас никто не знает. Но наши суды порой демонстрируют чудеса оперативности. Иск композитора Леонида Величковского о незаконности всё той же конференции, избравшей Максима Дмитриева, был рассмотрен Басманным судом всего за 18 дней. И отклонён. И еще немного судебно-авторских новостей. Известный музыкант и дирижёр Александр Клевицкий в сентябре этого года тоже подал иск против Максима Дмитриева и его конференции, утверждая в эфире нашей программе, что его претензии на власть – смехотворны. Но потом свой иск Клевицкий отозвал. В авторской среде говорили, что он был кем-то смертельно напуган. Фразу "Я не я, подпись не моя" в судах продолжают повторять десятки авторов, оспаривающих избрание новым гендиректором РАО Максима Дмитриева. Впрочем, некоторые на своих страницах в соцсетях уже сообщили о том, что Минюст якобы признал итоги конференции 31-го августа законными, и утвердил господина Дмитриева в новом статусе. Впрочем, никаких доказательств не представлено и нет никаких гарантий, что всё это не очередной виток слухов и провокаций, которых в последнее время так много вокруг Российского авторского общества.