В 2016 году рост цен на лекарства в России резко затормозился – впервые за несколько лет он отстает от инфляции. Во многом это произошло благодаря введению госконтроля за ценами на жизненно необходимые препараты, расширению списка таких лекарств и развитию конкуренции, связанному с импортозамещением. Но проблемы остаются: сокращается доля дешевых препаратов на рынке, поставщики, в том числе и российские, устанавливают завышенные цены на свою продукцию, закупки лекарств на региональном и муниципальном уровне почему-то обходятся вдвое дороже федеральных. Впрочем, есть решения, которые должны помешать этому. Исследовательский центр ТАСС разобрался, какие уже действуют, а какие вступят в силу в 2017 году. Цены успокоились За первые десять месяцев 2016 года (октябрь 2016 к декабрю 2015), по данным Росстата, медикаменты в стране подорожали на 3,8% при общем росте потребительских цен с начала года на 4,5%. Как видно на графике, впервые за три года рост цен на лекарства оказался ниже инфляции. Однако продолжилось сокращение доли на рынке недорогих лекарств. По данным компании DSM Group, занимающейся анализом фармацевтического рынка, сильнее всего в коммерческой рознице сократилась по сравнению с октябрем 2015 года доля препаратов стоимостью менее 50 рублей за упаковку – на 0,5% (до 5,7%). Одновременно доля лекарств с ценовым диапазоном 150-500 руб. выросла на 1% (до 48,1%). Но это в стоимостном выражении. Если же говорить о физических объемах, то препараты дешевле 50 руб. занимают более 45% рынка. Лекарства зарубежного производства за год подорожали на 3,6%, (средняя стоимость упаковки в октябре 2016 г. составила 251 руб.). Увеличение цен на российские препараты было более существенным – 8,5% (средняя стоимость в октябре 2016 г. – 75 руб. за упаковку). При этом жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), цены на которые регулируются государством (импортные и отечественные) подорожали за 10 месяцев лишь на 0,6%. Ситуация с ценами на медицинские препараты из списка жизненно необходимых, в том числе дешевых, в России "абсолютно стабильная", констатировала в декабре министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Нет, по ее словам, и ограничений с ассортиментом. В 2016 году для обеспечения граждан необходимыми лекарствами по доступным ценам перечень ЖНВЛП был расширен с 604 до 646 (по МНН - международному непатентованному наименованию - прим.ТАСС), в том числе за счет шести препаратов российского производства. Проблемы региональных закупок и фальсификата Однако, по данным Росздравнадзора, в среднем по России в октябре 2016 года, на фармацевтическом рынке находилось лишь 420 ЖНВЛП из 646, внесенных в список (в амбулаторном сегменте – 341, в госпитальном – 327). А, например, в ЕАО их было всего 293, в Дагестане – 277, в Чечне – 257. Среди возможных причин ведомство называет неполное предоставление данных аптеками и стационарами, в том числе преднамеренное сокрытие информации о превышении фактических цен на ЖНВЛП над зарегистрированными. А это может приводить не только к росту цен в коммерческой рознице, но и в сфере госзакупок. По данным Минздрава, в среднем при региональных госзакупках цена вдвое выше, чем при федеральных. Это подтверждает и Счетная палата. Проверка, проведенная ведомством в пяти регионах по конкретным группам препаратов, выявила, что на их приобретении можно было бы сэкономить 50 млн рублей. Стоимость одних и тех же препаратов в соседних регионах, по словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, может различаться в три-четыре раза. Стоит отметить, что формирование перечня лекарств, которые предоставляются со скидкой региональным льготникам для амбулаторного лечения, не регламентировано на федеральном уровне. Субъекты РФ утверждают такие списки самостоятельно в рамках программ региональных госгарантий, и значительную их часть составляют лекарства не из списка ЖНВЛП. Сохраняется и такая проблема, как подделка лекарств. Всемирная организация здравоохранения оценивает долю фальсификата медикаментов в России в 12%. Ежегодно, по информации Росздравнадзора, изымается от 0,5 до 0,8% серий лекарственных средств, поступивших в обращение. Кто и почему отзывает лекарства В основном (911 серий 158 торговых наименований из 1299, изъятых из обращения за девять месяцев 2016 года) это происходит по решению самих производителей. Контролирующими органами из продажи в 2016 году было изъято 360 серий 2014 торговых наименований некачественных лекарств. Из них отечественного производства – 67,5%, зарубежного – 32,5%. Собственно фальсификата было изъято семь серий семи торговых наименований (годом ранее – 23 серии девяти торговых наименований), в основном зарубежных. 21 серия лекарств была отозвана из-за того, что они поступили в оборот с нарушением законодательства. Мониторинг от производства до аптечной полки Чтобы избежать нарушений и не допустить необоснованного повышения цен на лекарства, в 2016 власти разработали комплекс мер: Новые риски Однако не все запланированные правительством меры выполнены. Так, антикризисный план на 2016 год предусматривал подготовку нормативных актов о субсидировании производителей дешевых ЖНВЛП (до 50 руб.), а также об особом порядке индексации цен на них. Но эти документы так и не были приняты. С учетом ситуации на рынке и бюджетных ограничений вице-премьеру Аркадию Дворковичу было доложено о невозможности выделить субсидии. Вместо этого правительство рассматривает возможность отмены регулирования цен на лекарства нижнего ценового сегмента из списка ЖНВЛП. Впрочем, в начале ноября вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в 2017 году цены на эти препараты индексироваться не будут. Представители отрасли предупреждают, отсутствие индексации и поддержки производителей дешевых лекарств может привести к дальнейшему "вымыванию" с рынка этой категории препаратов. Такой же эффект будет иметь и требование маркировки: дополнительные затраты сделают выпуск дешевых лекарств совсем нерентабельным, а остальная фармпродукция подорожает на 10-15%. Впрочем, в Минздраве отмечают, что производители смогут выбирать тип маркировки. По словам Скворцовой, нанесение двухмерного штрихкода вообще не способно повлиять на стоимость упаковки. Внедрение радиочастотных чипов приведет к некоторому удорожанию лекарств, но применять их планируется только к дорогим препаратам (более 500 рублей за упаковку). Еще один риск связан с требованием соответствия иностранных производителей российским стандартам GMP. Инспектирование иностранного производства займет до трех лет, что может привести к исчезновению целого ряда медикаментов с российского рынка, опасаются эксперты. Средства на бесплатные лекарства запаздывают Государство выделяет средства для поддержки граждан, имеющих право на получение бесплатных лекарств. В антикризисный план на 2016 год были включены меры по дополнительной господдержке лекарственного обеспечения больных ВИЧ, гемофилией, а также льготников, в том числе с учетом подорожания импортных препаратов. Впрочем, пока эти пункты также выполняются не в полной мере, отметила Счетная палата, проанализировав исполнения плана в январе-сентябре 2016 года. Так, из 21 млрд руб., предусмотренных на 1 октября в сводной бюджетной росписи на лечение больных ВИЧ и гепатитами В и С, выделено 13,3 млрд. руб. На лечение "Семи нозологий" было предусмотрено 43,6 млрд руб., а кассовое исполнение составило 29,3 млрд руб. Проанализировав динамику заключения контрактов, в Счетной палате сделали вывод, что до конца года Минздрав не сможет выполнить свои обязательства по этому пункту. Из 50,2 млрд. руб., предусмотренных на лекарственное обеспечение льготников и компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных препаратов, Минздрав к 1 октября получил 37,4 млрд. руб. По мнению аудиторов, в связи с поздним распределением дополнительно выделенных бюджетных средств есть риск их неосвоения. Как следует из отчета ведомства, проблема с обеспечением граждан бесплатными лекарствами состоит именно в неполном или позднем выделении средств на антикризисные меры из федерального бюджета. Регионы расходуют трансферты, полученные на лекарства, полностью. Льготников поддержат централизацией госзакупок Впрочем, как уверяют в Минздраве, задержка с выделением средств не привела к росту числа отсроченных рецептов для льготников. Напротив, по словам Вероники Скворцовой, оно сократилось за год в пять раз – до 0,01% от выписанных к 1 октября 32 млн льготных рецептов. Это стало возможным благодаря созданию в стране единой для всех регионов информационной системы управления товарными запасами, сообщила министр. В 2017 году систему обеспечения льготников лекарствами ждет и еще одно нововведение. Средства на препараты для больных ВИЧ и туберкулезом будут заложены напрямую в федеральном бюджете. Госзакупки препаратов на эти цели планируется проводить централизованно. Бюджет 2017 года предусматривает выделение 14,8 млрд руб. (в 2018 году - 14,3 млрд руб., в 2019 году – 14,0 млрд руб.) на закупку препаратов для профилактики и лечения ВИЧ и гепатитов B и С, а также 11,6 млрд руб. (в 2018 году – 11,2 млрд рубл., в 2019 – 11,0 млрд руб.) на лекарственное обеспечение детей-инвалидов. Суммы, предусмотренные на лекарства для других категорий граждан, не выделены отдельной строкой, а "закопаны" внутри подпрограмм в расходах на закупки товаров и услуг. После внесения проекта бюджета 2017 года в Госдуму представители Минздрава сообщали, что в целом на лекарственное обеспечение в нем предусмотрено 82,4 млрд руб. И это - не считая льготников. Отечественные производители сменили дженерики на оригинальные препараты Сдерживанию цен на лекарства способствует активный процесс импортозамещения в отрасли. Важно, что существенный рост производства наблюдается в денежном выражении – это свидетельствует о том, что российские фармацевты производят все больше современных и оригинальных препаратов. В предыдущие годы при увеличении физических объемов выпуска фармацевтической продукции в России стоимостной показатель практически не рос, оставаясь на уровне около 22%. Эксперты объясняли это тем, что отечественные производители выходили на рынок в основном с недорогими препаратами, дженериками. Но в последнее время в отрасли произошли качественные изменения. К середине 2016 года в стране осуществлялось 595 проектов в фармацевтике. Только в 2015-2016 году в России открыто несколько крупных импортозамещающих фармацевтических производств. Среди них: завод "Ниармедик Фарма" в Калужской области (полный цикл производства противовирусных препаратов и коллагенового комплекса), первая очередь завода ЗАО "Вертекс" (полный цикл производства различных препаратов из списка ЖНВЛП) в Санкт-Петербурге завод "Новартис Нева" (более 40 оригинальных и дженериковых препаратов для кардиологии, трансплантологии, онкологии, диабета и т.д.) в Санкт-Петербурге, обновленное СП российской компании "Фармимэкс" и швейцарской "Октафарма Нордик АБ" (производство полного цикла препаратов крови), новое производство "Верофарм" во Владимирской области (более 50 препаратов, в первую очередь для лечения онкологических заболеваний). Импортозамещение вплоть до молекулы Процессу импортозамещения в фармацевтике помогает как финансовая, так и административная поддержка отрасли государством. К 2020 году согласно планам правительства доля отечественной продукции на российском рынке должна вырасти до 50% в денежном выражении и до 90% по номенклатуре, а доля инновационных препаратов в ассортименте российских производителей -- до 60% в денежном выражении. Доля ЖНВЛП российского производства должна достигнуть 90% еще раньше - к 2018 году. К середине 2016 года в стране уже производилось 73% препаратов из этого списка, ожидается, что к концу года показатель вырастет до 76%. По программе "Семь нозологий" в течение полутора лет российские предприниматели нарастили объёмы поставок с 31% до 37,5%. Экономия для потребителей и государства Российские лекарства позволяют экономить средства и рядовым потребителям, и государству, отмечают в Минпромторге: только по двум препаратам, используемым при лечении лейкоза и лимфомы, бюджетная экономия за год составила 6,5 млрд руб. А по оценкам Минздрава, благодаря российскому производству препараты для больных ВИЧ стали стоить в 2-3,5 раза дешевле. При этом пора избавляться от стереотипа, что отечественные лекарства уступают по качеству импортным, считают в правительстве: требования, предъявляемые к лекарствам в России при их госрегистрации, одни из самых жестких в мире.
