Не защитит только ленивый: дольщикам прописали помощь
Весенние старты С 1 января 2017 года в России должен был заработать государственный Компенсационный фонд долевого строительства. Соответствующее постановление подписал премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев. Однако на этой неделе стало известно, что старт работы фонда сдвинут на весну. Дата уточняется. Другими словами, не позднее мая появится структура, призванная обеспечить достройку многоквартирных жилых домов в случаях, если строительная компания прекращает выполнять свои обязательства перед дольщиками. Достройка будет производиться новым застройщиком на накопленные Фондом средства. Юридически допускается и финансовая помощь самому строителю, переживающему трудные времена, но не бросившему доверившихся граждан. Согласно постановлению, все работающие на жилищном рынке строители (а это более 5 тыс. компаний) с момента запуска Фонда обязаны вносить на его счет 1-3% (с окончательной цифрой пока не определились) от стоимости строительства объекта недвижимости. По вопросу, следует ли дифференцировать платежи в зависимости от кредитного рейтинга застройщика, окончательное решение также не принято. Зато уже сейчас известно, что «защита» Фонда будет распространяться и на работавшие по ДДУ, но обанкротившиеся жилищно-строительные кооперативы. Однако куда более важно – какие объекты попадут в «зону» юрисдикции фонда? Глава АИЖК Александр Плутник и зампред комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Артем Кирьянов несколько раз публично заявляли, что деньги будут выделяться исключительно на реанимацию тех новостроек, возведение которых стартовало после начала работы Фонда. Поскольку, по этой логике, прежних долгостроев дело не коснется, 40 тыс. россиян, числящихся в минстроевских списках обманутых дольщиков, так и останутся «за бортом». А строители, кажется, получили фору по пресловутым 1-3% отчислений – как минимум до неназванной весенней даты. К слову, число пострадавших дольщиков по всей стране, по некоторым оценкам, уже перевалило за 100 тыс. человек. Чтоб не платить поодиночке Эксперты в любом нововведении склонны сначала изучить негативную сторону вопроса. С этой точки зрения из мелких деталей правительственного постановления обращают на себя два момента. Первый – размер взноса определяется исходя из стоимости строительства. А при общей «непрозрачности» строительного бизнеса здесь возможны злоупотребления различного рода. Второй – данный институт должен быть подконтролен Агентству ипотечного жилищного кредитования, с недавних пор периодически именующему себя Единым институтом развития в жилищной сфере. Ситуация усугубляется тем, что ранее АИЖК не всегда находило средства под свои обещания. В то же время постановление предполагает инвестирование денег Фонда до момента, когда они потребуются по прямому назначению. Другими словами, возникает угроза, что деньгами Фонда могут решать другие проблемы, никак не связанные с дольщиками. И наконец, третий момент, который «мелкой деталью» уже не назовешь. Так, решение о создании Фонда принято на фоне вступающих в силу с 1 января 2017 года ФЗ № 304 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Согласно этим нововведениям, строительные компании и так обязаны увязывать уставной капитал с объемами строительства, ежеквартально отчитываться по привлеченным средствам и обеспечивать дополнительную прозрачность своей работы. В последние месяцы редкое интервью главы строительной компании обходилось без жалоб на новые нормы, которые ведут к удорожанию объектов и, в конечном счете, бьют по кошелькам граждан. А значит, 1-3%, которые застройщики должны будут перечислять в создаваемый Фонд с каждого объекта, могут заплатить будущие покупатели квартир. После истории с СУ-155 государство пытается снять с себя заботу о потенциальных жертвах банкротств застройщиков. Это подтверждает председатель общественной организации «Жилстройконтроль» Константин Иванов: Еще в мае прошел Госсовет, на котором было подчеркнуто, что государство не должно расплачиваться за деятельность недобросовестных застройщиков. А денег хватит? В то же время Фонд реально необходим. Отмечает заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Госдумы Павел Федяев: Практически из тех 85 млн кв. м, которые мы в этом году вводим, половина строится по ДДУ. Поэтому ради защиты покупателей полностью отказаться от долевого строительства, как предлагают некоторые критики 214-го закона, невозможно. Это станет своего рода «похоронами отрасли». Между тем, в публичном пространстве сегодня сталкиваются самые разные оценки числа потенциальных застройщиков-банкротов. Так, директор департамента ипотечного кредитования ВТБ 24 Андрей Осипов уверен, что в обозримом будущем не разорится ни один крупный строитель. Если банкротства и станут возможны, то только для мелких игроков рынка, – полагает Осипов. Эксперты НИУ ВШЭ, напротив, утверждают, что банкротство грозит каждой шестой строительной компании в стране. Более четкое понимание вопроса дает уже внутренняя оценка ситуации банкирами. В нынешних макроэкономических условиях они соглашаются кредитовать строителей все реже. Аналитики Рейтингового Агентства Строительного Комплекса подсчитали, что к текущему моменту доля просроченной задолженности строителей перед банками в РФ по рублевым кредитам составила 24,7%. Причем основной рост долгов пришелся на последние два года. «Спрос на недвижимость сократился в несколько раз», – отметил в ходе опроса АРБ управляющий директор по корпоративной работе «Абсолют Банка» Максим Грошев . Другими словами, многие эксперты уверены в том, что новый ФЗ № 304 только увеличит соблазн некоторых застройщиков «уйти», не выполнив своих обязательств. А значит, угроза наступления настоящей волны банкротств на строительном рынке настолько реальна, что собираемых Фондом денег может не хватить. Игорь Заржицкий