Войти в почту

Столыпинский институт представил "Стратегию роста"

20 декабря в Аналитическом центре при правительстве России Институт экономики роста им. П. А. Столыпина, созданный на основе «Столыпинского клуба», представил обновленный вариант своей «Стратегии роста» - экономической программы, направленной на стимулирование роста экономики в нашей стране. Институт экономики роста им. Столыпина был создан для того, чтобы способствовать объединению усилий государства, бизнеса, научных кругов и гражданского общества для выработки решений по активизации экономического роста, увеличению доходов и повышению качества жизни населения России. Наблюдательный совет института возглавил бизнес-омбудсмен Борис Титов, научный совет — председатель совета директоров ОАО «Инвестиционная компания “Еврофинансы”» Яков Миркин. Ссылки по теме Титов: Институт экономики роста заработает с января Столыпинский клуб: в 2017 году Россию ждет стагнация Титов: Столыпинский клуб предложит поправки в бюджет Помимо этого, в научный совет также вошли советник президента Сергей Глазьев, завкафедрой экономической теории Академии народного хозяйства при правительстве Абел Аганбегян, заместитель председателя ВЭБа Андрей Клепач, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН Виктор Полтерович, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер. Директор – руководитель Экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович. Институт представил среднесрочную программу социально-экономического развития России до 2025 года. Экономическая политика Представлена новая структура среднесрочной программы социально-экономического развития России до 2025 года "Стратегия Роста" подготовленная институтом экономики роста им. П.А.Столыпина. В программе роста отмечается необходимость перехода от задач макроэкономической стабилизации к обеспечению стабильности роста. В условиях высокой конъюнктуры цен на нефть, стабильных доходов от экспорта природной ренты составители программы считают необходимым обеспечение эффективной бюджетной политики, снятие рисков инфляции и создание резервов. Авторы программы полагают, что когда экспорт сырья не может обеспечить необходимого уровня доходов и обеспечить рост, главной задачей становится развитие новых источников доходов за счет стимулирования инвестиций в новые источники роста. Авторы полагают, что Росси необходим рост не ниже 5-6%, чтобы сохранить ее долю в мировом ВВП, уровень социальных расходов, но при этом не снизить уровень жизни населения и обеспечить безопасность страны. Авторы разделили стратегию на три основных этапа: 1 – восстановление экономического роста – 2017-2019 гг 2 – выход на высокие темпы и качество экономического роста - 2020-2025 гг. 3 – устойчивое развитие – 2026-2035 гг. Ниже представлены основные макроэкономические показатели программы, на которые рассчитывают составители. Основными задачами программы роста авторы называют следующие: 1) Диверсифицированная, современная, устойчивая, конкурентная и рыночная экономика 2) Качество жизни на уровне передовых стран 3) Современная инфраструктура на всей территории страны 4) Переход в шестой технологический уклад 5) Россия в едином экономическом пространстве Европа-Азия Диверсифицированная экономика Цель среднесрочной программы социально-экономического развития России до 2025 г - это попытка изменить структуру экономики. Для достижения первой цели по созданию диверсифицированной, конкурентной и рыночной экономики составители программы предлагают ряд мер. В частности, необходимо ликвидировать зависимость экономики от экспорта сырья за счет активации источников роста в несырьевом секторе. Предлагается также снизить долю государства в экономике и создать условия для выхода бизнеса из тени. Авторы программы делают акцент и на трансфере технологий: необходимо повысить производительность труда за счет переоснащения экономики современным оборудованием и технологиями. Показатели, которые прогнозируют составители программы. Повышение качества жизни населения Часть изложенных идей в части денежно кредитной политики требуют корректировки. Для повышения качества жизни населения авторы программы предлагают за счет ускоренного экономического роста создавать новые современные рабочие места, а также довести уровень доходов населения и пенсий до уровня развитых стран. В программе также сделан акцент на то, что нашей стране необходимо высокое качество образования, здравоохранения и социального обеспечения, что приведет к повышению уровня человеческого капитала. Вот к каким показателям стремятся составители программы: Современная инфраструктура Современная инфраструктура на всей территории страны, подчеркивают авторы программы, позволит обеспечить устойчивый рост и комфортную жизнь для всех граждан. Они считают важным сгладить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни за счет строительства дорог, объектов энергетической инфраструктуры, выравнивания обеспеченности социальной инфраструктурой. Отмечается также необходимость активизировать строительство жилья и развитие рынка арендного жилья. Программа нацелена на достижение следующих показателей: Переход в шестой технологический уклад Авторы программы подчеркивают необходимость трансфера технологий на первом этапе для ускоренного выращивания российских научных центров. Отмечается необходимость развивать экономику знаний – ИТ, биотехнологии, генную инженерию. Авторы рассчитывают на достижение следующих результатов: Россия в едином экономическом пространстве Европа-Азия Авторы программы подчеркнули, что Россия должна использовать свое выгодное географическое положение между Европой и Азией. Наша страна может стать центром притяжения капиталов, технологий, талантов на азиатском и европейском векторах. Кроме того, составители стратегии роста полагают, что Россия станет евроазиатским транспортным, инфраструктурным и финансовым хабом. Одним из приоритетов внешней политики, полагают авторы, должно стать достижение целей экономического развития. Вот на какие показатели рассчитывают авторы программы: Источники роста Для достижения всех поставленных целей необходимо создавать новые источники роста, подчеркивают составители программы. Каждый из таких источников дает определенную долю роста ВВП: При среднегодовых темпах ВВП в 2017-2019 гг. в 3,5% увеличение нормы накопления до 26% потребует роста объема инвестиций в основной капитал к 2019 г. на 5,9 трлн руб. (в ценах 2015 г.). По оценкам составителей программы, государство за счет всех доступных источников, должно обеспечить в 2017 году до 1,5 трлн руб. увеличения инвестиций. Остальные инвестиции придут из бизнеса, полагают авторы. Стимулирование источников роста Для того, чтобы активировать новые источники роста, авторы программы предлагают ряд системных решений. 1. Обеспечение макроэкономической стабильности в растущей экономике. Главными макроэкономическими показателями для таргетирования ЦБ и Правительством должны быть – рост ВВП , число ВПРМ, курс рубля, инфляция. Необходимо установить в качестве целевого показателя по инфляции оптимальное значение (7-8%), не сдерживающее экономический рост. Необходимо установить оптимальный уровень дефицита бюджета для обеспечения экономического роста (3-5%) и предельного уровня государственного долга на уровне 60% от ВВП. 2. Обеспечение долгосрочного кредита по конкурентным ставкам. Необходимо перейти от «умеренно-жесткой» к «умеренно-мягкой» контрциклической денежной политике. Также необходимо приступить к планомерному снижению ключевой ставки ЦБ (1 полугодие 2017г. – 8%), дофинансировать институты развития на сумму 700 млрд руб. Авторы предлагают создать банк плохих долгов и провести программу реструктуризации задолженности с капитализацией не менее – 600 млрд руб. 3. Стимулирование спроса. Авторы предлагают стимулировать спрос на продукцию отечественных производителей (420 млрд руб. в год на первом этапе). Для этого необходимо: - В сфере госзакупок сократить сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей, перейти к использованию эскроу-счетов для оплаты за поставляемые товары и услуги. - Реализовать специальную программу жилищной ипотеки под 5% годовых для выдачи конечному потребителю на сумму 150 млрд. - Увеличить финансовые ресурсы АИЖК за счет источников ЦБ через выкуп облигаций. - Продолжить программы по стимулированию покупки автомобилей и других потребительских товаров отечественного производства на сумму не менее 100 млрд руб. - Субсидировать потребление социально незащищенными категориями граждан отечественных продуктов питания и лекарственных средств на сумму 170 млрд руб. - Увеличить в 4 раза уровень расходов на образование и лечение, подлежащих налоговому вычету, включить в базу для расчета налогового вычета весь объем страховых взносов и налогов, уплачиваемых физическим лицом. 4. Ограничение роста тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий. - Зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и технического присоединения на 2017-2018 годы на уровне 2016 года. - Перейти на принцип установление долгосрочных тарифов на 6 лет. - Провести оценку эффективности существующей практики ценообразования и предложить план по снижению тарифов начиная с 2019 г. на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек. 5. Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост. - Снизить налоговую нагрузку на новые и динамично развивающиеся производства. Налоговые каникулы сроком на пять лет для новых предприятий и льготы по уплате налога на прибыль, имущество, страховым взносам для предприятий внедряющих новое оборудование и технологии, создающих ВПРМ. - Создание системы налоговой мотивации муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций, перераспределение источников налоговых доходов между различными уровнями бюджета. - Налоговая мотивация перехода в российскую юрисдикцию – офшорный коэфициент по налогу на прибыль и налогу на имущество. - Новое бюджетное правило - в случае роста налоговых доходов возвращать 50% прироста в экономику за счет снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот. 6. Кардинальное снижение административного давления на бизнес. - В два раза снизить число согласований прокуратуры на проведение плановых и внеплановых проверок. - Ограничить число плановых проверок – не более 2-х проверок в год одного субъекта предпринимательской деятельности и не более одного раза в три года одним органом КНД. 7. Судебная реформа. - Ограничить полномочия председателей судов. Ввести их выборность. - Создание новой кассационной инстанции с учетом экстерриториальности (на уровне федеральных округов) и инстанции «малых» надзорных президиумов в Верховном суде. - Ввести суд присяжных по экономическим преступлениям. Установить квоту на формирование судебного корпуса: не менее 50% назначаемых судей должны иметь опыт работы адвокатами. 8. Реформа уголовного экономического законодательства. Реформировать статью 159 УК РФ: состав «заведомо преднамеренное неисполнение договорных обязательств» сделать отдельной статьей. 9.Электронная (цифровая) экономика Российской Федерации необходимо учитывать принципы электронной (цифровой) экономики и предусмотреть благоприятные условия для ее опережающего развития. Чтобы сохранить экономический суверенитет, России необходима собственная общегосударственная концепция развития электронной (цифровой) экономики. 10. Пространственное развитие – агломерации и осуществление структурных сдвигов в экономике Обеспечить динамичное развитие агломераций, как центров создания доходов и источника повышения уровня жизни в сопряженных с ними регионах. Создать условия для улучшения транспортной связанности регионов и повышения мобильности трудовых ресурсов. Создать условия для обеспечения реальной конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы. Изменить критерии при формирования межбюджетных трансфертов с целью стимулирования регионов к активной работе с внутренними и внешними инвесторам. 11.Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих», прежде всего имущественных и земельных активов государства. Создать прозрачные условия для аренды, выкупа и приватизации недвижимого имущества у органов власти. Установить мораторий на повышение кадастровой стоимости и арендных ставок на имущество. 12.Открытая экономика, развитие международной кооперации. 13.Обеспечение модернизации экономики квалифицированными кадрами. Создать условия для повышения уровня соответствия российской системы образования потребностям модернизируемой экономики России, с учетом региональных особенностей. Создать условия для репатриации и привлечения из-за рубежа кадров, обладающих требуемым для модернизации экономики уровнем образования и квалификациями. 14.Повышение качества жизни населения. Рассматривать задачу повышения производительности труда, роста доходов населения, как ключ к решению проблемы старения населения, снижения численности трудоспособного населения, повышения демографической нагрузки. Расходы бюджета на социальную сферу необходимо признать не безвозвратными субсидиям, а инвестициями в человеческий капитал, а значит в экономический рост и увеличение доходов бюджета. Установить в профильных государственных программах и для учреждений социальной сферы количественные показатели эффективности, основанные на результативности их работы, на качестве, а не количестве оказанных услуг. Например, для сферы здравоохранения – снижение заболеваемости и смертности, а не пролеченный случай. Реализовать программу улучшения демографической ситуации за счет синхронизации федеральных и региональных программ и системы стимулов направленных на увеличение рождаемости, снижение смертности населения, повышения образовательного уровня и социальной защиты. 15.Создание системы управления стратегическим развитием. Отделить управление стратегическим развитием от управления текущим состоянием экономики. Для быстрого и обоснованного принятия решений, наряду с действующей системой управления, создать «Администрацию роста» с особыми полномочиями по проведению реформ, подчиняющуюся непосредственно Президенту России. Разработать и утвердить национальную стратегию экономического развития страны, согласованную с отраслевыми, региональными и кластерными стратегиями, увязанными в единую систему. Внедрить систему бюджетно-программного и индикативного планирования, способную, в том числе, с использованием межрегиональных и межотраслевых балансов (динамических межотраслевых моделей), прогнозировать объемы производства и потребления, определять потребности в инфраструктуре, ресурсах. Достижение целей Программа "Стратегия Роста" Института экономики роста им. П.А. Столыпина носит сбалансированный характер и имеет базовые отличия от программы группы Кудрина. В ходе презентации программы авторы отметили, что цели, которые в ней поставлены, являются амбициозными, но вполне достижимыми. При этом было подчеркнуто, что до 2025 года не будет наблюдаться снижение уровня неравенства доходов, однако после 2025 года неравенство будет сглаживаться. При составлении программы, как отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов, использовался международный опыт и стратегии развития зарубежных стран. Отмечается, что каждое из направлений программы имеет глубокую проработку, работа по каждому из них велась в тесном сотрудничестве как с научными кругами, так и с представителями бизнеса. При работе над программой велось сотрудничество и с консалтинговыми агентствами. В интервью "Вести.Экономика" Титов отметил, что основная цель программы – не сохранение стабильности, а рост и развитие. Однако, как отметил председатель совета директоров ОАО «Инвестиционная компания “Еврофинансы”» Яков Миркин, предложенные меры не являются взрывными, они очень осторожны и нацелены на стимулирование стабильного роста. По его словам, в настоящий момент необходимо «расшевелить» экономику, после чего те результаты, которые прогнозируются авторами программы, станут возможными. Миркин подчеркнул важность перехода в стимулирующей политике.

Столыпинский институт представил "Стратегию роста"
© Вести Экономика