Войти в почту

Автопром по госзаказу

Постоянный рост господдержки автопрома привел к тому, что в 2016 году на каждые 10 руб., потраченные покупателями, государство выделяло отрасли еще 1 руб. По подсчетам SBS Consulting, господдержка в денежном выражении составит 8,8% от объема авторынка. Но до восстановления отрасли еще далеко, и в будущем году правительство намерено внести дополнительные меры поддержки спроса, а также продолжит стимулировать экспорт. Источники "Ъ" в отрасли пока не уверены, что эти меры дадут долгосрочный эффект. По подсчетам SBS Consulting, доля выделяемой авторынку господдержки в общем объеме продаж новых автомобилей в 2016 году вырастет почти в полтора раза, до 8,8%, и составит около 165,6 млрд руб. Напомним, что автопродажи в РФ начали падать еще в марте 2013 года, и тогда по итогам года объем бюджетной поддержки отрасли составил скромные 11,3 млрд руб. (0,5% от рынка). С тех пор государство увеличивало помощь авторынку, но рынок стабильно падал до самого последнего времени. В 2014 году автопром, согласно отчетам Минпромторга по реализации госпрограммы по развитию промышленности, получил около 79 млрд руб. (4,1% от объема рынка), в 2015 году -- 101,6 млрд руб. (6,4%), а за первые три квартала этого года -- 105,4 млрд руб. Но за три года рынок сжался почти вдвое: с 2,78 млн машин в 2013 году до 1,45-1,5 млн машин (прогноз Минпромторга на 2016 год). В сегменте легковых и легких коммерческих (LCV) машин впервые за долгое время минимальный рост продаж -- на 0,6%, до 132,3 тыс. машин -- был показан только в этом ноябре. В этом году госпрограмма в части автопрома включает субсидирование процентов по инвесткредитам, перевозок машин с Дальнего Востока, льготы на автокредитование и автолизинг, субсидии для обновления парка (скидки на новые машины при сдаче старых в утилизацию и trade-in), "промсубсидии" (де-факто компенсация утилизационного сбора локальным производителям), обновление парка карет скорой помощи и школьных автобусов, а также разработку проекта "Кортеж". По словам собеседника "Ъ", в текущей редакции госпрограммы под автопром на 2017 год выделено порядка 103 млрд руб. Но после первого квартала Минпромторг рассмотрит дополнительные меры -- например, программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". Впрочем, в правительстве были разные точки зрения на поддержку отрасли: так, в Минэкономики считали, что текущая госпомощь не мотивирует сокращать издержки и повышать качество, и предлагали связать ее с выполнением обязательств автоконцернов по соглашениям о промсборке, объемом добавленной стоимости и долей экспорта в продажах, а также сфокусироваться на поддержке инвестпроектов по развитию автокомпонентной базы (см. "Ъ" от 13 октября). Консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский рассуждает, что объем господдержки растет, но она носит оперативный характер, госпомощь ориентируется в основном на поддержку текущей деятельности, а не на долгосрочное повышение конкурентоспособности. Собеседники "Ъ" в автоконцернах напоминают, что стратегии развития отрасли еще нет: названы лишь два приоритетных вектора развития -- локализация производства и ориентация на экспорт, при этом компонентная отрасль "вообще загибается". Пока говорить о качественном развитии не приходится, утверждает источник "Ъ", "сейчас основная задача не развивать производство, а выжить". Кроме того, ни российские, ни зарубежные игроки не готовы к ужесточению требований государства "в силу отрицательной экономики", говорит он. "Концептуально фокус на экспорт это хорошо, но в реальности возможности экспорта ограничены, стремительного роста не будет,-- считает источник "Ъ",-- заменить падение внутреннего рынка ростом экспорта для загрузки мощностей уже не получится никогда". Господин Бабанский заметил, что конкурентоспособность развивается во многом за счет роста наукоемкости продукции, но ни в одном соглашении с иностранцами о промсборке в РФ или специнвестконтракте не записано требование по развитию и локализации в России центров R&D. По его словам, автоконцерны начинают по своей инициативе сотрудничать с вузами (в том числе для предотвращения дефицита кадров). Но развитие научного потенциала ложится практически полностью на государство, для которого это все еще не является одной из приоритетных задач господдержки, утверждает эксперт. Минэкономики прогнозирует на 2017 год рост реальных располагаемых доходов населения в 0,2%, и объем внутреннего спроса можно ожидать на уровне этого года, считает господин Бабанский. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что в 2017 году с учетом господдержки автопродажи могут вырасти примерно на 4-5%. Основными направлениями госпомощи могут стать субсидии по поддержке спроса и стимулирование экспорта -- субсидии на омологацию, логистику, считает Дмитрий Бабанский. Яна Циноева

Федеральный бюджет оплачивает уже около 9% авторынка
© Коммерсантъ