Высоко сижу! Высокинский призвал общественников идти в офис

В рамках заключительного, итогового гражданского форума "Сила Урала-2016", который прошел 16 декабря 2016 года в Екатеринбурге, кроме награждений, приветствий представителей власти, тематических круглых столов, состоялось выступление-презентация заместителя губернатора Александра Высокинского "Участие гражданского общества в разработке и реализации стратегических планов муниципальных образований Свердловской области". Выступление содержало основные тезисы, которые Правительством региона 13 декабря 2016г. были представлены на совещании глав муниципалитетов Свердловской области, как ориентиры проектной деятельности. В сообщении официального сайта Правительства Свердловской области имеются такие слова [1]: ... Президент России принял решение о реализации федеральных приоритетных проектов и внедрении проектного подхода в управлении. Речь идет об 11 направлениях, в числе которых - развитие сфер образования, здравоохранения, ЖКХ и улучшение городской среды, а также ипотека и арендное жилье и другие. Эти задачи являются приоритетными и для Свердловской области, они будут совмещены с основными приоритетами стратегии социально-экономического развития региона на 2016-2030 годы. Для выполнения поручений главы государства по каждому из стратегических направлений на Среднем Урале будут созданы проектные офисы. «Главы муниципальных образований должны быть максимально вовлечены в этот процесс. Федеральные приоритетные проекты реализуются на ваших территориях, оказывают влияние на жизнь ваших земляков, способствуют развитию муниципалитетов и региона в целом. Рассчитываю, что участие в работе проектных офисов примет ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области», экспертное и научное сообщество», - отметил Евгений Куйвашев. Конечно, не стоит забывать, что в Свердловской области в 2014 году была принята Программа "Новое качество жизни уральцев" [2], в 2015 году утверждена "Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы" [3], что с 2015 года осуществляются попытки создания центрального проектного офиса [4], в частности для активизации инвестиционных Проектов. Чем уже принятые стратегии и программы плохи и почему допущены ошибки в планировании, которые требуют их корректировки мне слышать не приходилось. Однако, о новом проектировании и планировании в последнее время, с приходом в Правительство Александра Высокинского, говорить стали часто и основательно. Хотел бы вкратце остановиться на некоторых тезисах его выступления. [5] Высокинский предлагает изменить методологию создания стратегических Планов и Программ: "Если федеральные программы созданы по отраслевому принципу, то мы предлагаем на уровне муниципалитета и области перейти к территориальному принципу. Стратегии развития муниципалитетов должны составлять базу для областного Планирования, дополняя отраслевые показатели теми, которые важны для жителей территории". Ограниченность средств, свойственная любому бюджету, должна, на взгляд Высокинского, стимулировать к выделению приоритетов, важных для конкретной территории. Это могут быть дороги, ремонт или строительство социальных объектов, инфраструктурные решения, которые, с одной стороны, улучшают среду жизни, а с другой создают дополнительные инвестиционные посылы бизнесу. При этом, важно, что формирование стратегий должно выйти из кабинетов Администраций, а стать предметом общественного договора. Таким образом, по мнению спикера, удастся избежать попыток местной власти изменять приоритеты местного развития. В каждой территории предполагается создание собственного Проектного офиса, который будет иметь руководителя-куратора, а также ответственных от административных органов (власть), представителей общественности (в том числе местного бизнес-сообщества), научных кураторов и представителей прессы. Для наглядности он привел абстрактную схему по социальной сфере: [6] В таблице видно, что за каждым Проектом закреплены конкретные сотрудники муниципалитета, общественники, ученные и журналисты. Мини-проектные группы будут объединены в общую Проектную структуру, которая, как через сито будет просеивать разработки групп. Важно, что Проекты будут учитывать не только поселенческие Проекты (строительство, ремонт и т.п.), но и поведенческую составляющую (как себя вести, например: раздельный сбор бытовых отходов, общественные инициативы по благоустройству подъездов многоквартирных домов и т.п.). В Свердловской области 94 муниципальных образований. По словам Александра Высокинского, с первого квартала 2017 года в Проектную деятельность будет включено не менее 50-ти муниципалитетов: "Наша задача к 2018 году подойти с готовыми муниципальными стратегиями на тех территориях, где эта работа будет начата, чтобы приступить к разработке областной стратегии. Там, где не будет представителей ученного сообщества, мы готовы предоставить экспертов". Не обошел заместитель губернатора в выступлении и вопросы развития экономики. По его словам, когда он запросил в Министерстве экономики Свердловской области данные по валовой выручке региона за 2015 год, то выяснилось, что при сумме более 1 триллиона рублей, более 20 млрд. - это выручка торговых сетей и магазинов, торгующих продуктами питания. В этой выручке доля произведенных в области продуктов не более 5-7%, примерно такая же доля местного производства по выручке, например, от обуви. Есть вопросы по комплектующим, которые используются в оборонзаказе. Везде, рынок для местного производителя измеряется миллиардами, а доля - единицами процентов. Одна из задач стратегического планирования - выяснить, что мешает местным производителям использовать существующую емкость регионального рынка, и обеспечить реальную долю присутствия. "Не думаю, что у уральцев руки для производства обуви не приспособлены", - констатировал Александр Высокинский. Конечно, структурировать деятельность государственных органов по проектной деятельность нужно, замечательно, что для этого есть сформированная методика, рассчитанная на персонализацию проектов и четкое представление, как и каким образом привлекать общественников и журналистов к разработке Программ. Сделан важный шаг, когда гражданское общество не обсуждает готовые идеи, а само их формулирует, оценивая на востребованность и ранжируя по приоритетности. Участники гражданского форума - члены Общественной палаты Свердловской области, Общественных советов при органах государственной власти, представители Общественных советов (палат) при муниципальных органах управления, волонтеры и представители некоммерческих организаций, на мой взгляд, далеко не та целевая аудитория, которая способна донести идеи Высокинского до муниципалитетов и местных лидеров общественного мнения. На форуме просто этой категории, практически не было... Александр Высокинский забронировал места для них в проектных офисах, а вот появятся ли они там зависит от местного административного ресурса: есть опасение, что будут привлечены только признанные местной властью лояльные общественные силы, которых и так в переизбытке в различных формальных структурах.... Удастся ли переломить тренд, есть ли в территориях неравнодушные граждане, которые сделаю шаги на встречу "Стратегическим планам" остается только догадываться... [1] http://www.midural.ru/news/list/document94204/ [2] http://gubernator96.ru/article/show/id/125 [3] http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW071&n=162945#0 [4] http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/16526.html [5] http://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_6872-1024x768.jpg [6] http://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_6878-1024x768.jpg