Индустрия детства в РФ: стараются, но качество не по карману
Sobesednik.ru узнал о проблемах и планах индустрии детства в России на конгрессе индустрии детских товаров. В Москве прошел Всероссийский конгресс индустрии детских товаров. Около 300 производителей, представляющих 15 отраслей (из которых, собственно и состоит индустрия детских товаров), обсуждали насущные проблемы и строили планы на будущее. Самая главная цель – делать то, что может не только конкурировать с импортом, а быть на порядок выше по качеству. Сегодня пока, как сообщила заместитель министра промышленности и торговли Гульназ Кадырова, российские детские товары составляют всего 23% нашего рынка. Остальное – импорт. Речь идет не только об игрушках. В понятие «детская индустрия» входит и школьное оборудование, и одежда с обувью, и онлайн программы (обучающие и «играющие»), и мебель, и спорт-товары, и книги с учебниками, и многое-многое другое. В 2016-м у индустрии детства был виден небольшой рост. Надежда на него есть и в следующем году, тем более, что в бюджете страны на эти цели выделено без малого 2 миллиарда рублей. Производители стараются. Так, швейное объединение «Смена» представила новейшие разработки коррекционной одежды для детей-инвалидов. Для больных ДЦП – спортивные ветровки с поддерживающими позвоночник и голову специальными лекалами и спортивные штаны с встроенными массажерами для детей с ослабленными мышцами ног и с корректорами расстановки ног для детей с ДЦП. А для обычных школьников – форму с поддерживающими позвоночник «поясами» (они вшиты внутрь пиджаков для мальчиков и сарафанов для девочек) – абсолютно не видные глазу, они тем не менее предотвращают искривление позвоночника у учеников. – Школьная форма скоро поступит в продажу в обычные магазины, – рассказала Sobesednik.ru коммерческий директор ШО «Смена» Елена Писемская. – А вот с коррекционной одеждой для детей-инвалидов пока неясно. Мы готовы запустить ее в производство. Но сначала надо, чтобы реабилитационные центры узнали о появлении такого товара и заказали нам его пошив. Зато другая фирма – «Арктилайн» – на этой небольшой выставке в фойе конгресса представила модели, которые давно уже в серийном производстве. Но, правда, в них постоянно появляется что-то новое. Очаровательные пуховики, похожие на космические скафандры, только кажутся простыми. Верх – мембрана, которая «дышит», но защищает малыша от промокания. Это, во-первых. Во-вторых, комбинезон светлый (что пугает многих родителей), но, как выясняется, стирать его очень легко: верх отстегивается и сохнет буквально за считанные минуты. А внутри – пуховик с натуральным наполнителем. Другой комби – для самых маленьких. Это трансформер: и комбинезон, и мешок, в котором тепло спать в коляске. Делает «Арктилайн» и собственный принт – необыкновенной красоты цветы, розы и всякие летние мотивы (что особенно приятно зимой). Очень прочный принт – не красится при стирке и не выцветает. Костюмы, надо сказать, совсем недешевы в рознице (порядка 12 тысяч рублей). – Но многие уже оценили наше качество и возвращаются к нам за новыми покупками. Тем более, что можно купить костюм ребенку на 2-3 сезона. Я лично так и делаю – у меня дочке 4 года, – уверила меня представитель компании. Качество качеством, но для большинства россиян при нынешнем падении доходов, такие расходы все-таки не по карману. Кстати, на более дорогую цену отечественных товаров обратил внимание и заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов в своем выступлении на конгрессе. Он объяснил это тем, что объемы производства у российских производителей в разы меньше, чем у западных коллег. Отсюда и более высокая себестоимость. «Они видят весь мир, а мы пока себе этого позволить не можем», – сказал Каганов. Отметили участники конгресса и серьезные плюсы. К ним можно отнести, скажем, такой – в России стало возобновляться старое правило: к примеру, на игрушки получать рекомендации психологов. Так что если видите игрушки с такими рекомендациями, можете считать, что это своего рода знак качества. Но много чего еще и предстоит сделать. В частности, докладчики отмечали, что российские производители не спешат оформлять торговые марки, лицензии, не разрабатывают контент популярных мультфильмов (пожалуй, кроме «Маши и медведя») – это когда герой мультика начинает собственную жизнь, сопровождая ребенка всюду – и на одежде, и на аксессуарах, и на предметах быта, а главное – и в обучающих программах, играх и так далее. В общем, в России пока еще не планируют на перспективу. А замгендиректора по стратегии и аналитике ГК «Детский мир» Алексей Воскобойник посетовал, что отечественные производители боятся входить в крупные сети. Он уверил всех присутствующих производителей, что ГК рада всем, кто соответствует ее требованиям (выпускать солидный объем качественной продукции, которого хватило бы на все 500 «Детских миров» в 160 городах России): – Мы иногда и сами находим поставщиков, – отметил Воскобойник. – Так что не бойтесь. В 2015-м мы работали с 30 отечественными поставщиками, а в 2016-м их у нас стало уже 40 (на 6 миллиардов рублей товара). И все равно доля российских товаров у нас пока еще где-то 25%... Очень хорошо, по уверениям Воскобойника, показала себя интернет-торговля. Обеспечить доставку во все города России, а не только в те 160, где есть магазины сети, это «Детский мир» считает одной из главных задач на перспективу. Но то, что звучит со сцены иногда идет вразрез с тем, что рассказывают сидящие в зале. Так, в кулуарах я услышала много скептических высказываний от производителей на предмет «простоты» вхождения в сеть «Детский мир» со своим товаром.
