"Меры, направленные на защиту клиента, неэффективны"
Петр Татарников, председатель независимой финансовой комиссии FinaCom Plc (Гонконг) -- В международной практике часто возникают конфликтные ситуации между форекс-дилерами и их клиентами, которые требуют вашего вмешательства? -- Членами комиссии являются 20 дилеров из самых разных юрисдикций. Претензии реально поступают со всего мира. В этом году мы разбирали 130 претензий на общую сумму около $2 млн. Регулирование далеко не всегда затрагивает те аспекты торговли на рынке форекс, которые мы учитываем при рассмотрении претензий. -- Какие же это аспекты? -- Например, во многих юрисдикциях нет никаких требований к порядку ценообразования и котирования клиента. Следовательно, дилер может записать в договоре, что ордер клиента исполняется по цене, которую определил дилер, время исполнения ордера определяется дилером и вообще клиент не может ничего оспаривать. У нас есть компетенции, чтобы установить, насколько справедливо дилер исполнил приказ клиента и какова была реальная степень влияния рыночных факторов на исполнение конкретного ордера. -- Это именно то, чего хочет Банк России: максимальной защиты клиента... -- Да, но меры, направленные на эту защиту, неэффективны. Возьмем пресловутое "правило 5 сек.". Если дилер, заключив сделку с клиентом, не имеет права предоставлять другим клиентам отличную цену от предыдущей в течение 5 сек., то сделки должны совершаться по одной -- раз в 5 сек.? Совершенно непонятное правило. Я уверен, что впоследствии оно будет переформулировано. -- Каким образом? -- В США и Европе, например, применяется так называемая политика (концепция) наилучшего исполнения. Если кратко, то в ней сказано: каждая компания обязана принимать все меры для достижения наилучшего возможного результата для клиента. Цена, доступная дилеру, должна предоставляться клиенту без каких-либо дополнительных изменений/вмешательств (за исключением спреда и комиссионных), а также вне зависимости от того, кто в конечном итоге выступит контрагентом по сделке и вне зависимости от текущих позиций клиента. -- Наш рынок жалуется, что многие нормы закона невыполнимы... -- Так и есть. Наиболее страшное ограничение -- запрет на хеджирование рисков дилером на сторонних контрагентов. Это то же самое, как запретить страховым компаниям перестраховывать свои риски. -- Не нравится и идея ЦБ ограничить доступ к рынку форекс неквалифицированным инвесторам... -- Надеюсь, что в итоге будет принят адекватный подход. В Великобритании, например, принимается опыт торговли в любых компаниях. Но главное -- дилер верит клиенту и предоставленным документам, так как проверить правдивость информации практически невозможно. При этом там нет ограничений на вход. -- Как регулируется реклама услуг форекс-компаний? -- Требования очень жесткие. В США, например, это отдельный документ. Он определяет, как нельзя продавать такие услуги, кто в компании утверждает рекламные материалы, кто несет ответственность. Есть требование проводить ежегодные тренинги для сотрудников, а также проводить внутренний аудит и сохранять результаты этого аудита. Аудит может спасти компанию от штрафа. Например, если комплаенс-офицер обнаружил в коммуникациях с клиентами отдела или рекламных баннерах несоответствия правилам, но при этом провели разъяснительные работы и устранили нарушения, то компанию не накажут. Если те же самые нарушения найдет NFA (National Futures Association, финансовый регулятор США.-- "Ъ"), то все будет куда печальнее. Три основных постулата, которым надо следовать в рекламе форекс-услуг: не вводить в заблуждение; не говорить, что это подходит для всех; не применять "тяжелые продажи". -- Что значит "тяжелые продажи"? -- Если менеджер форекс-компании позвонил клиенту с предложением услуг, а клиент сказал, что ему это неинтересно, и попросил больше не звонить. Но менеджер звонит снова и начинает давить. Клиент говорит: "Я не уверен, что смогу". А ему отвечают: "Ты сможешь, я научу. Ты же говорил, что попробуешь, а сейчас начинаешь отказываться от своих слов. Давай не бойся" и так далее. Кроме того, нельзя давать завуалированную рекламу услуг под видом, например, объявлений о найме на работу трейдеров. Запрещено рекламировать форекс как вторую работу. За такие действия в США лишают лицензии. -- В целом, по вашим прогнозам, сможет рынок в России успешно запуститься и работать при текущем регулировании? -- В текущей форме -- нет. Я надеюсь, что локальная СРО внесет много поправок в виде стандартов, и тогда все полетит. Также очень важно решить вопрос урегулирования споров. Сейчас трейдер может пойти в суд, но это неэффективно. Нужна отдельная служба, которая урегулирует споры до определенных сумм. Интервью взяла Мария Сарычева