Налоговая система: революция в ноябре 17-го
О необходимости разработать новую налоговую систему заявил Владимир Путин в ходе своего недавнего послания Федеральному собранию. «Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», — сказал он. Соответствующее поручение правительству вошло в перечень поручений по реализации послания президента. Теперь кабинет министров спустил его на уровень непосредственных исполнителей. Заниматься налоговой реформой будет Минфин и Минэкономразвития, которое с недавних пор возглавляет бывший замминистра финансов Максим Орешкин. А «помогать» им в этом будут ТПП, РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», экспертный совет при правительстве и власти субъектов. Глава финансового ведомства Антон Силуанов за последнее время неоднократно высказывался по налоговой теме, но ничего конкретного про то, как может трансформироваться налоговая система, не говорил, а иногда и сам себе противоречил. Например, он не исключал повышение подоходного налога «после 2018 года», но его пресс-секретарь заявила, что эта тема не обсуждается. Силуанов также сообщал, что предполагается повысить отчисления в систему обязательного медицинского страхования с 5,1% до 5,9%, а 7 декабря заявил, что «повышения ставки в 2019 году не будет» и «будем изыскивать ресурсы в 2019 году за счет повышения собираемости, за счет внутренних резервов ФОМС». Какой окажется конфигурация новой налоговой системы, сегодня предсказать достаточно сложно. Вероятнее всего, все изменения будут увязаны с новой экономической политикой, которую придется реализовывать новому же кабинету министров, который сформирует глава государства после президентских выборов в марте 2018 года. Владимир Путин поручил правительству с участием Торгово-промышленной палаты и ведущих общественных объединений предпринимателей подготовить и утвердить «комплексный план действий Правительства Российской Федерации на 2017–2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики». В этом плане должны быть, в том числе, предусмотрены меры по улучшению делового климата, повышению результативности крупных инвестиционных проектов, наращиванию объёма несырьевого экспорта, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики. План должен быть готов до 30 мая 2017 года. Заниматься всем этим обещал и Максим Орешкин. Он, в частности, говорил Владимиру Путину, что видит своей главной задачей на предстоящий год «подготовку ключевых мер, которые позволят снять структурные преграды для роста российской экономики и двигаться вперед». Ключевой вопрос в разработке налоговых и экономических планов состоит в том, как правительству удастся скрестить свои взгляды на жизнь с тем, что будет предлагать ему бизнес-сообщество. Там основные идеи давно сформированы, например, в рамках Столыпинского клуба и программы «Экономика роста», которая подразумевает например целевую эмиссию в объеме до 1,5 трлн руб. на финансирование инвестпроектов. На днях свои «Принципы стратегии экономического развития России до 2030 года» презентовала Торгово-промышленная палата (ТПП), которая прямо упомянута в тексте поручения президента. Документ представил президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», глава совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики, Константин Бабкин. А в числе участников обсуждения были соавторы «Экономики роста» советник президента Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен, экс-глава «Деловой России» Борис Титов. Ключевая идея программы ТПП – «новая индустриализация» и ставка на обрабатывающие сектора промышленности. Российских производителей предлагается защищать с помощью тарифно-таможенного регулирования, и проводить в рамках ВТО собственную политику, «отвечающую потребностям отечественной промышленности», а если это не удастся, то надо «рассмотреть вопрос о выходе из организации». Стоит напомнить, что Владимир Путин ранее отмечал, что Россия и другие страны БРИКС продолжают поддерживать принцип «открытых экономических пространств, носящих недискриминационный характер и опирающихся на принципы ВТО». В налоговой сфере Стратегия-2030 от ТПП предполагает снижение налоговой нагрузки на бизнес. Речь, в частности, идет о возвращении инвестиционной льготы при уплате налога на прибыль, проведении «обратного налогового маневра» в нефтегазовой отрасли (надо обнулить НДПИ и акцизы и повысить экспортные пошлины, чтобы сделать продукцию, поставляющуюся на внутренний рынок более дешевой), расходовании профицита бюджета на снижение налогов, а также о перераспределении налоговых сборов в пользу регионов. Кроме того, авторы документа указывают, что сейчас существует регрессивная шкала по налогам на зарплату (страховые взносы плюс подоходный налог), а надо ввести прогрессивную с максимальной совокупной ставкой в 45% для зарплат более 1,8 млн руб. в год. Естественно, что у ТПП вызывает критику денежно-кредитная политика ЦБ. Предполагается отказаться от таргетирования инфляции, и снизить ключевую ставку с текущих 10% до 1% в 2019 году. Банк России не сможет отзывать лицензии у банков, а будет делать это только через суд. Имеющиеся у регулятора золотовалютные резервы надо вернуть (репатриировать) в Россию и направить их на развитие экономики. Между тем, политика ЦБ целиком поддерживается президентом и правительством. Все согласны, что надо во что бы то ни стало добиться целевого уровня, обозначенного ЦБ, в 4% на конец 2017 года. «Очень важно также то, что нам удалось стабилизировать к настоящему моменту инфляцию — в этом году она будет где-то около 5,5%. В следующем году мы рассчитываем выйти уже на 4% инфляции, что, естественно, позволит проводить и более полезную для бизнеса кредитную политику», — говорил Дмитрий Медведев. Еще один важный пункт стратегии ТПП, это активное участие государства в управлении экономикой, введение в практику элементов планирования. «Развитие экономики, опираясь на частную инициативу, должно осуществляться при активной роли государства», - говорится в презентации. «Стратегия-2030» от Торгово-промышленной палаты еще будет дорабатываться. Но уже сейчас понятно, что она близка по духу титовско-глазьевской «Экономике роста». А этот «левый» курс категорически не приемлют ни в ЦБ, ни в Минфине, ни в Минэкономразвития. Поэтому, как правительство будет учитывать эти предложения при разработке плана до 2025 года, совершенно непонятно. Но тем интереснее будет посмотреть на конечный продукт этого коллективного творчества.