Государство предлагает гражданам сыграть с ним на деньги
Облигации для простого населения — народные ОФЗ — проект, анонсируемый Минфином довольно громко. Его обещали запустить аж до конца 2016 года. Но он сдулся еще до запуска. Это не значит, что ОФЗ для частных лиц не появится вовсе. Но власть уже кардинально снизила прогнозируемые объемы их эмиссии и изменила саму цель проекта. Почему? ОФЗ — это облигации федерального займа. Они есть и сейчас, это финансовый инструмент, который не только используется в целях пополнения бюджета, но и активно влияет на курс рубля, так как довольно привлекателен для иностранных инвесторов. Идея Минфина в том, чтобы на его базе сделать адресный инструмент для мелких частных инвесторов, то есть для тех россиян, которые располагают свободными средствами и желают их пустить в рост. Сначала ждали, что народные ОФЗ принесут в бюджет триллион рублей. Но ожидания оказались перегретыми. «Очень грубые оценки, что более 1 трлн рублей мы едва ли среди населения разместим», — признал еще в середине года замминистра финансов Сергей Сторчак. И пояснил: «Едва ли население будет активно заниматься вложением именно в ценные бумаги вне зависимости от того, государственные они или нет». Откуда же взялся триллион? По сентябрьским данным ЦБ, на банковских депозитах физлиц размещено 20,5 трлн рублей. При этом очевидно, что проценты по депозитам уже снижаются и будут снижаться интенсивнее, когда ЦБ снизит свою ключевую ставку. Раз «золотой век» привлекательности депозитов заканчивается, то их владельцы будут искать иные возможности. Расчет строился на том, что тут-то и появится новый привлекательный инструмент — ОФЗ для народа. Тогда в чем просчет? Банки опередили Минфин. Они уже предоставляют клиентам вместо депозитов самые разные инвестиционные пакеты, в том числе ориентированные исключительно на обычные ОФЗ. Собственно, этот факт констатировал и Сергей Сторчак: «Те, у кого есть ресурс, и они считают, что им это интересно и выгодно, они и так все это делают». Вот последние оценки будущих народных ОФЗ, которыми поделилась признанный знаток российского рынка ценных бумаг зампред Сбербанка Белла Златкис: «Объем размещения ОФЗ для населения будет несущественным для бюджета и за пару лет может достичь максимум 50 миллиардов рублей». Ставка по гособлигациям для населения может быть привязана к обычным ОФЗ с некоторой премией к рынку, которая может составить от 50 до 100 базисных пунктов при условии нулевого налогообложения дохода. Проектом предполагается, что данные ОФЗ номиналом в 1000 рублей не будут иметь вторичного обращения, однако могут быть предъявлены к выкупу Минфину до наступления срока погашения, по истечении определенного минимального срока владения и по цене, определяемой самим ведомством. Общий вывод: ОФЗ для народа — это альтернатива депозиту, гарантирующая более высокий доход. Так что заинтересованные в этих бумагах найдутся. И их будет становиться все больше по мере снижения процентов по депозитам. Триллион рублей в год и «максимум 50 миллиардов рублей за пару лет» — как говорится, две очень большие разницы. Бюджет остается при пиковом интересе. Народные ОФЗ превращаются, таким образом, в наглядное пособие по обучению на практике начальной финансовой грамотности. Если кто-то решил, что сказанное принижает проект, то это не так. По большому счету подобная цель гораздо масштабнее, чем простое привлечение ресурсов граждан для латания дыры бюджетного дефицита. Ликвидация финансовой неграмотности — по нынешним временам задача, соизмеримая с задачей ликвидации общей неграмотности в нашей стране в 1920-е годы. Как тогда страна остро нуждалась в новом кадровом потенциале, так уже больше 20 лет новая Россия отчаянно нуждается в расширении социальной базы поддержки рыночных преобразований, в социальных гарантиях отсутствия очередного социально-экономического разворота. Другое дело, что народные ОФЗ — это пока просто приглашение населению прийти на финансовый рынок и посидеть на его гостевых трибунах, максимально отгороженных от рисков и, соответственно, от дополнительных выигрышей. Впрочем, это не первое приглашение российских граждан на рынок. Во-первых, можно вспомнить «народные IPO», проводившиеся в 2006–2007 годах, когда гражданам предлагалось приобрести акции крупных госкомпаний и госбанков. Кампания в итоге привела к финансовым потерям тех, кто на данную инициативу откликнулся. Во-вторых, в кредитной истории российского государства есть несмываемая «черная» дата — 17 августа 1998 года. В тот день государство отказалось платить по своим обязательствам, объявив дефолт. Непосредственно к этому привела пирамида ГКО — государственных краткосрочных облигаций. А все пирамиды устроены одинаково: те немногие, кто в курсе дела, выигрывают, большинство же проигрывает. От рухнувшего тогда рубля пострадали все, кроме успевших запастись долларами (в том числе купленными за «пирамидальные» рублевые доходы от ГКО) и успевших вывести их из российских банков. Как и от рухнувшей пирамиды ГКО выиграли лишь те, кто располагал инсайдерской информацией. Ныне покойный Борис Федоров, в 90-е годы многократный вице-премьер российских правительств, в книге «10 безумных лет» с обезоруживающей откровенностью писал о том, как он сам, располагая всей информацией о том, когда и как Минфин будет платить по разным выпускам ГКО и, главное, будет ли платить вообще, с успехом играл на рынке ГКО. Ясно, что этим занимался не он один. Финансовая система России с августа 1998 года многократно окрепла. Но прецедент есть прецедент. К тому же чиновники не изменились. Уже в совсем другие времена Игорь Шувалов на инсайдерской информации о сроках допуска нерезидентов к покупке бумаг «Газпрома» сумел заработать впечатляющие суммы не для бюджета, а для себя. Закон о недопустимости использования инсайдерской информации был принят потом. Формально ни Шувалов, ни Федоров законы не нарушили. Но осадок остался. Доверие в России в дефиците. К бюджету, к министрам и прочим чиновникам, к судам, к правоохранительной системе. И это фактор, не располагающий к тому, чтобы граждане ссужали государство своими деньгами. Но зато есть экономический интерес, а это мощная сила. Мнения экспертов Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара: — Размещение облигаций федерального займа может заинтересовать профессиональных банковских инвесторов, но не простое население. Размещаются ОФЗ под неплохой процент, что привлекает и зарубежных инвесторов в условиях, когда рубль крепнет и нефть растет. Понятно, что доходность у ценных бумаг разная: у длинных, например, с погашением в 2030 году процент выше, у коротких — ниже. В конце года государство традиционно ищет деньги для закрытия расходов, практически каждый год выпуская ОФЗ объемом 15–30 млрд рублей. Вопрос в том, как лучше находить деньги для бюджета. Возможно, рациональнее бы было сократить бюджетные расходы, чем занимать, но власть к этому не готова, потому что за большими расходами стоят влиятельные лоббисты. Тем временем очень скоро у нас планово закончится Резервный фонд, а при нынешнем уровне цен на нефть есть все шансы, что исчерпает себя и Фонд национального благосостояния к президентским выборам. При объемах дефицита бюджета в 2–3 трлн рублей размещение ОФЗ на сумму 30 млрд рублей явно не решит проблему. Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС: — Сейчас наблюдаются избыточная ликвидность в банковской системе и достаточно высокие ставки, которые держатся на рынке по долговым бумагам и поддерживаются высокой ключевой ставкой Центрального банка России. Плюс ко всему снижается инфляция, которая прогнозируется по итогам года на уровне 5,5%. В этих условиях привлекательность долговых инструментов очень высока. Для Минфина ОФЗ — большой источник денег, однако в условиях высоких процентных ставок активно использовать этот инструмент опасно и нерационально, поэтому нужно ждать, когда ЦБ снизит ключевую ставку. Однако как мера привлечения средств в бюджет размещение ОФЗ имеет право на существование и вполне успешно работает.