«Яндекс» подвел итог самых популярных запросов года. Ими оказались песни группы «Ленинград», новые модели iPhone, Олимпиада в Рио, Ксения Собчак и Дональд Трамп. Рейтинг составлен по 11 категориям. Главным событием в мире для пользователей «Яндекса» стали российские думские выборы, на втором месте — выборы в США. Пакет Яровой, так обсуждаемый в соцсетях, оказался на девятой строчке — сразу за вирусом Зика и конфликтом в Нагорном Карабахе. Среди запросов по всем 11 выбранным «Яндексом» направлениям ни одна общественно-политическая тема не попадает даже в первую десятку. Самый популярный мужчина уходящего года — Дональд Трамп, следом за ним идет Леонардо Ди Каприо. В этот же список попали умершие в 2016 году журналист Павел Шеремет, президент Узбекистана Ислам Каримов и музыкант Дэвид Боуи. В категории «Женщины» чаще других искали Ксению Собчак, которая в этом году стала матерью, на втором месте оказалась бывшая участница, а позднее ведущая программы «Дом-2» Ольга Бузова. Кроме них в топ-10 попали экс-кандидат в президенты США Хилари Клинтон, бывшая солистка группы «Ленинград» Алиса Вокс и будущая первая леди США Мелания Трамп. Премьерой года стали новые iPhone, Московское центральное кольцо, Renault Kaptur, приложение Prisma и зеленая карточка в футболе. Категорию «Мемы» возглавляют «Лабутены», «В Питере — пить» и цитата Медведева «Денег нет, но вы держитесь». Кстати, «лабутены» в этом году популярнее новых iPhone. Среди мемов этого года также запомнились красные штаны Пескова и сумка уборщицы «Газпрома». Спортивное событие года по версии «Яндекса» — Олимпиада в Рио-де-Жанейро, фильм — «Отряд самоубийц». Среди российских сериалов чаще всего искали «Физрука», среди зарубежных — «Игру престолов». В категории «Интернет» наиболее частые запросы — «голосование за символы на купюрах» и «петиции на Change.org». Насколько данные «Яндекса» близки к реальным интересам Россиян в этом году? Мария Башкирова независимый социолог «Все-таки достаточно большое количество людей, даже тех, кто является пользователями Интернета, получают контент по поводу политических событий в стране из телевизора. Я думаю, что перед выборами в Государственную думу обязательно должно было быть какое-то повышение интереса с точки зрения запросов на социально-политические темы, а уж после того, как выборы в Госдуму прошли и мы приближаемся к Новому году, количество подобных запросов в «Яндексе» резко упало, и, возможно, с этим связано и то, что по году у нас получились такие данные. Были какие-то взлеты, когда народ действительно интересовался больше, и есть периоды по каждому году — это летний период, предновогодний период — когда у наших сограждан голова занята совершенно другими вопросами, политика отходит на второй план. Facebook, в частности, частично оттягивает на себя некоторое количество аудитории, которое действительно начинает общественно-политическую полемику уже где-то у себя на страничке. Они могут не обращаться специально к поисковикам для того, чтобы эту информацию найти, а находят на страницах своих друзей». Если бы при составлении рейтинга «Яндекс» учитывал просто общие фразы, вбиваемые в поисковую строку, то результат не отражал бы важных для пользователей трендов: лидерами стали бы, как обычно, «погода», «порно» и названия соцсетей.