Действительно ли «требуется замена» Маркелова или Марий Эл ещё потерпит?
Среди глав регионов Приволжского федерального округа руководителя Марий Эл Леонида Маркелова эксперты относят к группе губернаторов, которых «требуется заменить». Формально смена руководителя в 2017 году республике не грозит — срок полномочий Маркелова, который находится в этой должности уже 15 лет, истекает в 2020 году. Однако в республике не всё так гладко, как сообщают местные СМИ, а сам Маркелов на федеральном уровне приобрёл скандальную известность, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Читайте также: Кириенко не сможет обновить губернаторский корпус. Нет времени Напомним, Маркелов стал главой Марий Эл по итогам выборов 13 сентября 2015 года. При этом руководит он республикой с января 2001 года. Результат же выборов стал не грандиозным, но вполне достаточным, чтобы Маркелов и далее продолжил управлять регионом. Действующий глава набрал 50,76% голосов избирателей, едва избежав второго тура. Ближайший его соперник — представитель КПРФ глава кировского обкома Сергей Мамаев набрал 32,33%. В Йошкар-Оле и Волжске приезжему коммунисту удалось обойти Маркелова. Эти выборы сами по себе были скандальными. КПРФ посчитала, что в Марий Эл у коммуниста «украли» около 23% голосов избирателей. Однако обращения в судебные инстанции вплоть до Верховного Суда России не помогли признать результаты выборов главы Марий Эл не действительными. Читайте также: КПРФ обратится к президенту, доказывая незаконность выборов в Марий Эл На выборах в Госдуму в 2016 году Марий Эл попала в число трех регионов, где кандидат от «Единой России», действующий депутат Госдумы, проиграла в одномандатном округе КПРФ — на 10%, что стало одним из худших результатов единороссов по стране. Сам глава республики полагает, что жителям Марий Эл «все равно, за кого голосовать». Однако не лишним будет вспомнить, чем запомнился регион в недавнем прошлом. Читайте также: «Голимые обещания» зюгановцев, шоу Урганта: глава Марий Эл объяснил провал В 2014 году Марий Эл «гремела» на всю Россию. Забастовка сотрудников ООО «Пассажирские перевозки» почти на месяц остановила работу автобусного парка Йошкар-Олы. Транспортники требовали выплат задолженностей по заработной плате и координации графика движения с частными перевозчиками, которые забирали всех платных пассажиров вместе с прибылью. Тогда председатель профсоюзного комитета ООО «Пассажирские перевозки» Сергей Царегородцев говорил: «По нашему мнению, нас как государственное автотранспортное предприятие общественного транспорта вытесняют с рынка пассажирских перевозок с молчаливого согласия руководства республики». Ни одна из сторон в ходе переговоров не шла на уступки, правительство договорилось с частниками о перевозке льготников. Предприятие обанкротилось, оставив часть работников фактически на улице. Читайте также: «Если зуб болит — надо рвать»: радикальное решение транспортной проблемы в Марий Эл С начала текущего года Йошкар-Ола лишилась просуществовавшего в течение менее шести месяцев авиасообщения с Москвой. Авиакомпания «Руслайн», осуществлявшая полеты в Москву из столицы республики, весной подала иск о взыскании задолженности за субсидируемые авиаперевозки в отношении Марий Эл. Согласно документам арбитражного суда, основной долг республики составляет 8,976 млн рублей и около 350 тыс. рублей — проценты за пользование денежными средствами. Позднее министр промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Марий Эл Вячеслав Пашин был оштрафован на 20 тыс. рублей, поскольку ведомство не исполнило часть взятых на себя финансовых обязательств, а перевозчик обратился в суд за взысканием недополученных компенсаций и по решению суда взыскал недополученные средства. Исполнение вынесенных судебных решений повлекло дополнительные затраты из регионального бюджета. Полеты до настоящего времени не возобновлены. Марий Эл — единственный регион ПФО, который не имеет авиасообщения с Москвой. Читайте также: Электрички в Марий Эл сохранят, хотя надобности в них нет: глава Минтранса республики Отметим, что республика лишена и регионального железнодорожного сообщения. Летом 2014 года пассажирская компания ОАО «Содружество» предупредила, что с 1 июля могут быть полностью отменены поезда пригородного сообщения. По версии компании, причиной является отсутствие компенсации со стороны республики на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам. Тогда правительство обещало, что «электрички сохранят, хотя надобности в них нет», но в итоге все электрички были отменены. В апреле 2016 года запустили электропоезд Казань — Йошкар-Ола, этот маршрут перевозил пассажиров до октября 2016 года. Читайте также: Избрание Маркелова на новый срок «особого счастья народу не сулит» Экономические показатели жизнедеятельности республики не выглядят катастрофическими, но падение доходов жителей Марий Эл не внушает оптимизм. Так, согласно данным Маристата, индекс промышленного производства в январе-октябре 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 97,8%, в октябре 2016 г. — 97,6%. Ввод в действие жилых домов в январе-октябре увеличился на 5,6% по сравнению с прошлым годом, в то же время в сельской местности показатель ввода жилья снизился на 10,7%. Индекс производства частными предпринимателями в сельском хозяйстве незначительно вырос — 0,3%, сельхозпредприятия республики увеличили выпуск продукции на 1,1%. Читайте также: Глава Марий Эл поддержал Кудрина В то же время номинальные денежные доходы населения Республики Марий Эл за 10 месяцев 2016 года увеличились по сравнению с 10 месяцами 2015 года на 2,7%, инфляция за указанный период составила 5,6%. Среднедушевой денежный доход за октябрь увеличился по сравнению с октябрем 2015 года на 4%. Реальные денежные доходы населения в октябре снизились по сравнению с прошлым годом на 1,7%, денежные расходы снизились на 2,3%. За 10 месяцев реальные денежные доходы населения снизились на 4,2%, расходы — на 3,5%. Читайте также: Маркелов «упал» Маркелов обещает, что следующий год будет не легче. «Мы говорим сегодня о том, что бюджет выживания. Сами понимаете, у нас нет возможности направить 2 млрд рублей, как это было еще год назад, на финансирование республиканской инвестиционной адресной программы. Мы говорим сегодня о цифре в 150 млн рублей, и дай Бог, чтобы мы ее исполнили», — надеется он. Читайте также: Маркелов: Выживание Марий Эл «никак не зависит от работы правительства» В октябре правительство республики приняло ряд документов, которые отменяют налоговые льготы для аграриев и ипотечные — для многодетных семей. Как сообщало ранее ИА REGNUM, в структуре Управления внутренней политики Администрации президента появится подразделение, которое займется губернаторскими выборами 2017 года. Разновидностей ситуации, при которой необходима смена главы региона, всего три: (1) плохая и ухудшающаяся экономическая ситуация, (2) электоральное недовольство главой региона и (3) утрата доверия.