Компания Chanel — производитель аромата, которому уже сто лет, объявила, что власти запланировали строительство железной дороги через уникальные плантации жасмина в городе Грасс. Именно жасмин используется в производстве знаменитых духов. Компания предупреждает, что цветок, выращенный в любом другом месте, необратимо изменит аромат легендарных Chanel №5. И это действительно так, уже пробовали, говорит президент «Гильдии парфюмеров Санкт-Петербурга» Оксана Чернышова: Оксана Чернышова президент «Гильдии парфюмеров Санкт-Петербурга» «Грасс — это единственное место, где произрастает жасмин в таком качестве, в каком он требуется в парфюмерии, это уникальный аромат, и майская роза оттуда — это два самых дорогих в мире компонента, которые только там растут. Когда их попытались вырастить в других местах, они, действительно, меняли аромат — то ли почва там уникальная, то ли состав воздуха или воды. Безусловно, если там будет проходить железная, наверняка пострадают плантации. Что касается аромата Chanel №5, о чем они бьют тревогу, «Шанель» первого выпуска, винтажная, отличается настолько от современной «Шанели», что никакой жасмин ей уже не повредит — настолько они разные по качеству и форме. Она узнаваема, но нет в ней той притягательности, которая была в первой «Шанели», когда ты пробуешь аромат и чувствуешь, что он действительно гениален. Дело не в жасмине, а видимо, в изменениях формулы в целом. На Chanel №5 строительство этой дороги никак не отразится, но у Chanel существует еще линейка премиум-класса, которая гораздо дороже стоит, она в других магазинах продается, по-другому позиционируется, возможно, там используется жасмин, выращиваемый в Грассе. Но, возможно, они используют этот скандал для того, чтобы привлечь внимание к проблеме — это места заповедные, их нужно охранять». Компания Chanel опубликовала открытое письмо, в котором заявила, что строительство новой высокоскоростной ветки станет катастрофой для традиционных ремесел Грасса. Для производства одного 30-миллилитрового флакона духов Chanel No.5 требуется примерно тысяча цветков жасмина. И если над полями будут постоянно носиться поезда, производитель аромата перестанет поддерживать цветоводов Грасса, который считается родиной французской парфюмерии. Там же, в Грассе, находятся плантации компании Dior, так что под угрозой не только аромат Chanel, отмечает парфюмерный эксперт, историк парфюмерии и коллекционер Галина Анни: Галина Анни парфюмерный эксперт «Микроклимат места произрастания оказывает влияние на ароматические свойства. Что касается духов Chanel и плантаций розы и жасмина в Грассе — во-первых, это национальное достояние, за 100 лет площадь плантации уменьшилась в десять раз, цветы там выращивать очень дорого, все производство уже большей частью давно переместилось в третьи страны — Марокко, Египет, Индию. Поэтому грасский жасмин ценится очень высоко, как и грасская роза. Это идет не во все духи, а только в самые дорогие, и надо отметить, Chanel, как и Dior поддерживают местных производителей, помогают, выкупают урожай плантаций». В свою очередь, Национальная компания французских железных дорог заявила, что необходимость в радикальной модернизации путей сообщения на Лазурном берегу давно назрела, и откладывать ее больше нельзя. Ветка Марсель-Ницца сейчас слишком загружена и ей очень нужна альтернатива.