Полоса бюджетных препятствий
Строительство одного из ключевых объектов аэропорта Шереметьево под чемпионат мира по футболу 2018 года — третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) — столкнулось с дефицитом средств. Источники "Ъ" говорят, что на проект стоимостью 35,5 млрд руб. требуется еще 13 млрд руб., а общий дефицит для всех гособъектов Шереметьево — 19 млрд руб. В Росавиации говорят, что нехватка средств возникла в процессе стройки "из-за ряда нерешенных вопросов" и источник покрытия дефицита "уже понятен". Собеседники "Ъ" считают, что проблемы связаны с изначальной сложностью проекта и были предсказуемы. В процессе строительства ВПП-3 в аэропорту Шереметьево "появились дополнительные расходы", сообщил вчера начальник управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолий Пчелин. По его словам, "проект корректируется" с учетом нерешенных вопросов о переносе газопровода (финансируется бюджетом) и расселении поселков. Когда Главгосэкспертиза выдаст заключение, Росавиация и Минтранс дадут предложения по финансированию. Пока, говорит чиновник, Росавиация не видит "неразрешимых проблем", поскольку "понимает, откуда взять дополнительные средства". Часть средств будет перенесена с других аэропортовых объектов (в том числе из Самары) "за счет возникшей экономии", сообщил господин Пчелин. Как говорят источники "Ъ", близкие к ситуации, дефицит средств на реконструкцию и строительство федеральных объектов Шереметьево -- 19 млрд руб., из них на ВПП-3 -- 13 млрд руб. Они считают, что 8 млрд руб. перенаправят с других объектов, 4,5 млрд руб. привлекут при возврате не отработанного подрядчиком аванса. На прошлой неделе спецпредставитель президента по экологии и транспорту Сергей Иванов заявил, что Московская область, Минтранс и Минприроды выделят 1,3 млрд руб. на ликвидацию свалки на месте ВПП-3, "не залезая в бюджет". В Минэкономики "Ъ" заявили, что не знают о дефиците средств для Шереметьево. В ФЦП по развитию транспорта РФ на 2010-2020 годы на строительство ВПП-3 предусмотрено 35,5 млрд руб. из федерального бюджета. В октябре глава совета директоров АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) Александр Пономаренко уже говорил ТАСС, что ВПП-3 могут построить в "усеченном варианте" -- без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, если из бюджета не будет допфинансирования, но это "снизит планируемую пропускную способность аэропорта". Представитель МАШ Анна Захаренкова сообщила "Ъ", что в Минтранс направлены просьбы обеспечить выполнение проекта в срок в запланированном объеме, поскольку он относится к ключевым объектам для ЧМ-2018 и необходим для долгосрочной стратегии аэропорта и его партнеров. В Минтрансе "Ъ" переадресовали в Росавиацию. Во ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (АГА(А)) "Ъ" не ответили. Решение о строительстве ВПП-3 в Шереметьево (длина -- 3200 м, ширина -- 60 м) принято в 2009 году, заказчик-застройщик -- ФГУП АГА(А), подрядчиком была выбрана корпорация "Инжтрансстрой". Но проект уникален по сложности: рулежная дорожка проходит по эстакаде над Шереметьевским шоссе, под ВПП размещены водопропускные сооружения для Клязьмы и Мещерской Альбы, подрядчик должен был урегулировать вопросы с владельцами домов и участков в зоне ВПП-3 (это три деревни). ФГУП АГА(А) получило разрешение на строительство в 2012 году, но из-за неопределенности с оценщиком выкуп земель затянулся. В 2014 году фактическая готовность ВПП-3 составляла 28%. А в мае 2015 года подрядчик приостановил строительство из-за "задержек, а затем и прекращения финансирования госконтрактов заказчиком". По двум контрактам от 2011 и 2014 годов были выплачены авансы -- 4 млрд руб. и 1,1 млрд руб. В результате Росавиация расторгла контракт. Сейчас идут судебные разбирательства. Текущим генподрядчиком является структура "Мостотреста" ООО "Трансстроймеханизация". По территории проходили два газопровода, один из них (низкого давления, принадлежит "Мособлгазу") был перенесен. Но, по данным "Ъ", остался вопрос с переносом магистрального газопровода (оператор -- "Газпром трансгаз Москва"): необходимо решение, за чьи деньги это делать, и выделение участка для трубы. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что место, выбранное для ВПП-3, "действительно не самое простое", но альтернативы не было, поскольку только за счет этого проекта можно обеспечить полноценное развитие "Аэрофлота" в МАШ. С учетом значимости проекта и невозможности его затягивания вопрос только в поиске допфинансирования, считает эксперт. Елизавета Кузнецова, Юрий Барсуков