В удорожании бензина в Казахстане обвинили смену руководства «Башнефти»

В Казахстане растет стоимость бензина марки Аи-92. Если в начале ноября литр этого вида топлива стоил порядка 120 тенге (24 руб.), то сейчас его цена в некоторых регионах республики доходит до 140 тенге (28 руб.). По словам министра энергетики республики Каната Бозумбаева, повышение цены происходит из-за зависимости Казахстана от российских нефтеперерабатывающих заводов. «Основная проблема, связанная с ценами на бензин, заключается в том, что Казахстан на 30 процентов зависит по 92-му бензину от поставок из России. Сейчас есть внутренние какие-то вопросы на Башкирских НПЗ в связи со сменой собственника (смена руководства в «Башнефти» — ИА REGNUM ), по-моему, происходят аудит, проверки, поэтому поставка ограничена в Казахстан в настоящее время. А Омский НПЗ — традиционный поставщик — его развернули на поставки на внутренний рынок», — пояснил Бозумбаев. При этом он отметил, что встречался 25 ноября с министром энергетики России Александром Новаком. «Я в субботу летал, сам встречался с господином Новаком, и мы прорабатываем поставки нашими компаниями российского бензина в декабре в объеме до 100 тысяч тонн. Этого объема будет достаточно для того, чтобы наши три завода вышли сейчас на полную мощность», — рассказал глава казахстанского Минэнерго. Еще одной причиной повышения цены на бензин, по словам министра, стала поломка оборудования на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе. Это стало причиной роста импорта бензина в Казахстан в ноябре. Министр также подчеркнул, что, по его мнению, стоимость одного литра бензина марки Аи-92 должна составлять 135 тенге (27 руб.). Напомним, руководство в «Башнефти» сменилось 13 октября, спустя сутки после закрытия сделки по приобретению контрольного пакета акций (50,08 процента) компании «Роснефтью». Проверка «Башнефти», о которой упомянул казахстанский министр, связана с задержанием главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, которого подозревают в получении взятки в размере двух миллионов долларов за выданную МЭР положительную оценку, благодаря которой ПАО «НК «Роснефть» смогло приобрести госпакет акций ПАО АНК «Башнефть». Отметим также, что в Казахстане имеется три крупных нефтеперерабатывающих завода — Атырауский, Павлодарский и Чимкентский. В 2015 году на Атырауском НПЗ было переработано 4,86 млн тонн нефти, на Павлодарском — 4,81 млн тонн, на Чимкентском — 4,49 млн тонн. Все три завода находятся под управлением АО «КазМунайГаз — Переработка и маркетинг». Все три НПЗ работают на устаревшем оборудовании, имеющем высокий физический износ, что приводит к снижению объемов переработки нефти. Так, если в 1991 году на них перерабатывалось 18 млн тонн сырья, то сегодня немногим более 14 млн тонн. При этом выход моторного топлива, соответствующего лишь классу «Евро-2», почти втрое ниже, чем на их современных зарубежных аналогах, а дефицит топлива, превышающий 30%, восполняется за счет импорта как из России, так и из других стран. Напомним также, что 21 ноября министр Бозумбаев сообщил, что импортозависимость Казахстана по бензину составляет 30%, по дизельному топливу — 15−20%, авиационному керосину — 70%. «В целях недопущения дефицита на ГСМ предпринят ряд мер, в том числе сокращение сроков планово-предупредительных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Благодаря этому увеличился объем переработки нефти на этот год с 14 до 14,15 млн тонн. Для покрытия потребности внутреннего рынка в ГСМ к 2020 году достаточна будет переработка в объеме 15,8 млн тонн», — добавил Бозумбаев.

В удорожании бензина в Казахстане обвинили смену руководства «Башнефти»
© ИА Regnum