Рынки привлекают покупателей тем, что знают вкусы каждого

Вещевые и продуктовые рынки в Москве постепенно уходят в прошлое. На их месте появляются красивые и уютные торговые комплексы. Почему это происходит? Чем хороши и плохи базары? Обозреватель «ВМ» попробовал разобраться.Выхожу со станции метро «Водный стадион». Буквально в паре минут ходьбы — продовольственнно-вещевой рынок «Модный стадион». Это скорее комплекс киосков, где продают все: от хлеба и изоленты до зимних курток. Захожу в продовольственную часть рынка. Мясо, колбасы, молочка. Покупателей — мало. — Как рядом торговый центр с гипермаркетом открыли, так и народу меньше стало, — рассказывает Лючия Сырбу, продавец родом из Молдавии. Оцениваю продукты. Ага, литровая бутылка кефира — 65–70 рублей. В гипермаркете «О’кей», что в трех минутах ходьбы, для сравнения, можно купить и за 50. — Конечно, они крупным оптом все закупают, у них ассортимент шире, — рассказывает Лючия. В вещевой части рынка, кажется, до сих пор 1996 год. В киосках и на улице рядом вывешены тонны джинсов, курток и каких-то давно вышедших из моды шапок. И — пустота. За 20 минут прогулки я встретил всего пятерых покупателей. — Зато у нас дешево. Вот смотри, распродажа джинсов — по 500 рублей всего. А есть и за 250, — рассказывает продавец Гусейн Вагифов. — К нам в основном свои ходят: мигранты и местные жители, кто хочет сэкономить. Мы многих в лицо и по имени уже знаем. По словам Гусейна, торговля идет не очень хорошо. Сильную конкуренцию составил не только открывшийся торговый центр, но и магазин «Смешные цены» — с очень похожим ассортиментом и ценами. Еду на рынок «Коптевский». Он тоже универсальный: есть и продукты, и вещи. Что ж, с продуктами здесь, кажется, получше! Отличные яблоки по 100–120 рублей, груши по 150, квашеная капуста и огурцы, живая рыба в аквариумах. Захочешь — выловят и продадут. — Рынок считается фермерским, — рассказывает продавец Ирина Кривцова. — У нас есть продукты, которых вы в магазине не встретите. Так и есть. Захожу в соседние «Пятерочку» и «Дикси». Цены ниже, чем на рынке: яблоки от 70 рублей. Но не такие красивые и не пахнут. Зато дешевле. Вот и выбирай! Еду на станцию метро «Петровско-Разумовская». Здесь еще 4–5 лет назад был жутковатый вещевой рынок. Теперь на его месте — трехэтажный торговый комплекс «Парус» с сетевыми ресторанами, бутиками, супермаркетом на первом этаже и просторной парковкой. Что лучше? Ответ очевиден. Думаю, именно за такими торговыми комплексами будущее. Москвичи с большим удовольствием делают покупки в тепле и уюте. Даже если цены немного выше. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Алексей Немерюк, глава столичного Департамента торговли и услуг: — У нас есть и позитивные, и негативные тенденции по рыночной торговле. В любом случае рынок — одна из древнейших форм торговли, и, конечно, у нас есть хорошие, качественные рынки с нормальным менеджментом и ценами. При этом, учитывая дороговизну земли в Москве, бизнесу вместо рынка гораздо более эффективно построить торговый комплекс, сдать его большому количеству арендаторов и просто получать за управление либо еще за какие-то вещи хорошие дивиденды.

Рынки привлекают покупателей тем, что знают вкусы каждого
© Вечерняя Москва