Авиабилеты на новогодние праздники резко подорожали
Авиакомпании сетуют на убытки из-за того, что россияне стали реже пользоваться их услугами. Но жаловаться впору и самим путешественникам. Стоимость и без того недешевых авиабилетов на предновогодние даты и январские каникулы увеличилась на 30-40 процентов. А по некоторым, особенно популярным направлениям цены взлетели в два раза. При этом лишь немногие перевозчики предлагают на этот период скидки. А если и делают это, то точечно, лишь на некоторых маршрутах. Тарифы авиакомпаний во время праздников и так называемых высоких сезонов всегда поднимаются. Это закономерная реакция на увеличение спроса. Весь вопрос в том, насколько растут цены. В этом году, если вести речь о новогодних праздниках, достаточно заметно, без всяких скидок на кризис. Стоимость одного билета, к примеру, из Москвы в Ростов-на-Дону на 30 декабря уже сейчас начинается с 5,8 тысячи рублей. Это без багажа и страховки. С ними будет на две с лишним тысячи дороже. Примерно такую же сумму придется заплатить одному человеку, чтобы 7-8 января вернуться обратно в Москву к началу нового рабочего года. А если путешествует семья с детьми - считайте сами. В ноябре минимальная стоимость билета на этом маршруте была на уровне с 2,4-2,9 тысячи рублей. Стоимость авиаперелета в Сочи на 30 декабря стартует с отметки в 9,8 тысячи рублей на человека. В ноябре - с 2,4-2,6 тысячи рублей. В обычные непраздничные дни самые низкие тарифы действуют во вторник, а самые высокие - в субботу Заметно подорожали популярные заграничные направления. "В прошлом году шок от падения рубля был еще очень сильный, пассажиропоток падал, и все авиакомпании без исключения (местные и зарубежные) стимулировали спрос более низкими ценами даже на праздничные дни и особенно пытались продвигать внутренние маршруты", - комментирует Ирина Рябовол, представитель международного туристического метапоиска momondo в России. Тогда, по ее словам, впервые за последние пару лет в топ-10 популярных у россиян направлений на новогодние праздники вошли российские города. Москва, Сочи и Санкт-Петербург заняли третью, пятую и седьмую позиции. "Это отразило тренд на разворот в сторону собственной туристической индустрии, который зародился еще в 2014 году и укрепился в связи с валютными колебаниями и неустойчивой экономической ситуацией, - отмечает собеседница "РГ". - С тех пор рубль окреп, в этом году ситуация более стабильная, и мы видим, что цены стали выше". Помимо сезонности на стоимость билетов влияет много других факторов: цены на топливо, стоимость лизинга бортов (исчисляется в иностранной валюте), загруженность рейсов по конкретному направлению, конъюнктура рынка авиаперевозок, уход или появление авиакомпаний и, конечно, экономическая ситуация в целом. "Цены на международные рейсы в большей степени зависят от волатильности валютного рынка и в принципе меняются каждую неделю - вслед за внутренним курсом IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. Свой внутренний курс она устанавливает исходя из курса рубля к евро и доллару, округленному до 50 копеек в большую сторону. - Прим. ред.), - напоминает Ирина Рябовол. - В результате стоимость двигается вверх или вниз постоянно". При планировании поездки эксперты советуют учитывать не только период вылета, но и правильный момент для покупки билетов. В ходе ежегодного исследования специалисты momondo проанализировали 100 наиболее популярных направлений по всему миру и определили оптимальное время для бронирования. Оказалось, что в среднем самые дешевые авиабилеты можно приобрести за 56 дней до вылета. В этом случае можно сэкономить до 28 процентов стоимости перелета. "Также мы выяснили, что самые низкие тарифы, как правило, действуют во вторник, а дороже всего рейсы по субботам. Разница между тарифами в эти два дня достигает 11 процентов, - говорит Рябовол. - По времени суток наиболее бюджетные билеты можно найти на вечерние рейсы - с 18.00 до 00.00. Такие поздние вылеты позволяют экономить в среднем до 5 процентов стоимости". На практике путешественники нечасто следуют этим советам. А возможно, просто не имеют возможности это делать в силу собственных планов и расписания. "Для поездок по России глубина бронирования (то самое количество дней до перелета, которое остается в момент покупки билета. - Прим. ред.) в среднем составляет 2-2,5 недели. К праздникам этот показатель не изменяется кардинально - прирастает на 1-2 дня", - констатирует Аркадий Гинес, директор по развитию OneTwoTrip. По заграничным поездкам глубина бронирования больше: по ближнему зарубежью, Европе - 3,5-5 недель, по дальнему - от 2,5-3 месяца. Комментарий эксперта Кто и как устанавливает цены на авиабилеты Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "АвиаПорт": - Логика работы систем управления доходами авиакомпаний довольно проста: они должны обеспечить максимальную выручку с каждого выполняемого рейса, используя исторические данные о загруженности за предыдущие годы, а также оперативные сведения о продажах на каждый конкретный рейс. Чем больший спрос прогнозируется либо отмечается по факту, тем дороже компания продает оставшиеся кресла. В результате, если в предыдущие годы на курортных направлениях из Москвы 29 или 30 декабря традиционно было много отправок пассажиров, система рекомендует не продавать на эти дни дешевые билеты, не включать эти даты в распродажи и так далее. Более того, если спрос будет превышать предыдущие годы, можно еще больше задрать тариф. Конечно, специалисты коммерческих служб авиакомпаний могут управлять тарифами в ручном режиме, игнорируя рекомендации ИТ-систем. К примеру, крупные спортивные, культурные или политические мероприятия, будь то чемпионат мира или экономический форум, не проводятся из года в год в одно и то же время, поэтому, когда становятся известны даты таких событий, компании могут на ближайшие даты скорректировать цены, предполагая ажиотажный спрос на билеты. Именно так и происходит во всем мире. Правда, есть и известный прецедент, когда российским авиакомпаниям было рекомендовано обеспечить доступную перевозку для тех, кто желал посмотреть Олимпийские игры, в результате на период проведения соревнований тарифы даже сократились вопреки коммерческим интересам перевозчиков. Есть ли предел роста тарифов? С одной стороны, в Воздушном кодексе сказано, что величину тарифа устанавливает перевозчик, и ему не нужно согласовывать свои действия с кем бы то ни было. С другой, для компаний, занимающих доминирующие положение на рынке, действуют ограничения, устанавливаемые антимонопольным законодательством. Но в любом случае главная задача авиакомпании как коммерческого предприятия - максимизировать выручку с рейса и, как следствие, прибыль компании. Повышая тарифы сверх той величины, которую готов оплатить потребитель, авиакомпания потеряет клиента; сократив цену ниже той суммы, с которой пассажир готов расстаться, авиакомпания недополучит прибыль. Так что главным регулятором цены в таком случае является спрос. Иногда чиновники и пассажиры возмущаются, что билеты дорогие, а в самолете остаются свободные места. Но для бизнеса демпинговать, лишь бы не "возить воздух", - губительная тактика. Выгоднее везти 20 процентов "воздуха", но зато 80 процентов мест продать за большие деньги.