Новые хозяева московской «элитки»
Проанализировав активность покупателей в сегменте дорогой недвижимости, эксперты рынка выяснили, какая именно, кого и по каким причинам интересует больше всего. Что случилось с объектами? Подводя итоги текущего года, специалисты компании Est-a-Tet обнаружили некоторые интересные изменения трендов в сегменте элитного жилья. В частности, они пришли к выводу, что, кризисные явления в российской экономике, из-за которых ценники на объекты низкобюджетных сегментов стремительно снижаются, оказали противоположное влияние на стоимость элитного жилья на территории главного мегаполиса страны. Так, если в прошлом году средневзвешенный бюджет покупки составлял здесь всего лишь 29,4 миллиона рублей, то к концу этого он вырос сразу на 15% и достиг отметки в 33,8 миллиона. Аналогичные метаморфозы произошли и со средней площадью подобных покупок. Неполных 12 месяцев назад она выглядела довольно скромно, незначительно изменяясь на уровне в 61 квадратный метр. К настоящему моменту она выросла более чем на 18% и составила уже 72 «квадрата». При этом изменения в структуре спроса с точки зрения типологии квартир стали не такими яркими. Львиную долю покупательского интереса, как и 12 месяцев назад, привлекли к себе однокомнатные объекты премиального сегменте. Разница между итогами 2015 и 2016 годов заключается лишь в том, что теперь на долю таких квартир приходится ровно 50% сделок. Внимание потенциальных собственников к двухкомнатным лотам тоже ослабело. Раньше на них выпадало 39% совершенных операций купли-продажи, но сейчас получается максимум 30%. Зато в процентном соотношении более чем в 4 раза повысили свою привлекательность в глазах будущих собственников трехкомнатные объекты (вместо 4% проведенных сделок аналитики рынка фиксируют уровень в 17%). Как считает директор департамента элитной недвижимости компании Est-a-Tet Анна Карпова, все вышеописанные изменения свидетельствуют о том, что спрос все больше смещается в сторону естественности. Выросшие площади приобретаемых квартир вкупе с ростом среднего бюджета таких покупок – верный признак того, что люди ищут жилье с прицелом на скорое создание или увеличение семьи, для собственного проживания. Параллельно с этим внушительное число операций с элитными и премиальными «однушками» подтверждает факт сохранения в достаточном объеме привычного для рынка пула инвесторов в недвижимость. Стоит отметить, что традиционная для сегмента дорогих квартир форма расчета покупателя с продавцом понемногу теряет свою актуальность. Число граждан, способных полностью расплатиться за приобретение с помощью исключительно собственных денежных средств, сокращается. В прошлом году таких на долю таких приходилось 62%, а сейчас – только 57%. Соответственно, «ипотечников» стало больше: вместо 8% годом ранее их стало уже 16%. Увеличение в этом секторе доли сделок с участием ипотечного кредита во многом обуславливается изменением взглядов кредитных организаций относительно аккредитации новых проектов, уточняет Анна Карпова. Если еще в 2014 году аккредитация высокобюджетного комплекса от 3-5 банков считалась вполне нормальным явлением, то сейчас мало кого удивишь и целой дюжиной. Мало того, некоторые банки согласны выдать прямо сейчас кредит на покупку дорогого жилья даже под 13% годовых без первоначального взноса. Что случилось с людьми? Вместе с тем, подчеркивают аналитики, изменился и среднестатистический портрет покупателя подобных объектов. Во-первых, новые собственники заметно помолодели. Теперь дорогим жильем в Москве интересуются люди, в массе своей встретившие 41 день рождения, тогда как раньше их средний возраст составлял 45 лет. Таким образом, принимая во внимание новые критерии Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что элитными объектами интересуются все больше люди молодые. Подверглось изменению также и гендерное, если можно так выразиться, соотношение сил. Количество представительниц слабого пола выросло ровно в полтора раза. В 2016 году таковых приходилось 42 на каждую сотню покупателей, тогда как раньше их было всего 28. Но наиболее интересную трансформацию можно заметить, если взглянуть на поток покупателей «элитки» через призму паспортной регистрации. На долю «исконных» москвичей год назад здесь приходилось 76%, а оставшиеся 24% делили между собой жители Подмосковья и другие «регионалы» (причем соотношение было 7% к 17% в пользу последних). Теперь же среди всех покупателей дорогих квартир жителей столицы набирается чуть больше половины (54%), при этом выходцы из Московской области «оттягивают» на себя 11%, а уроженцы иных регионов – уже 35%. При этом четверть среди последних приезжает в столицу из Новосибирской области и Красноярского края и по 10% приходится на жителей Уральского и Дальневосточного федеральных округов (Тюменская, Свердловская, Амурская области и республика Саха). Как объясняют аналитики рынка, выходцы из «нефтяных» районов страны всегда были достаточно активны в сегменте элитного жилья Москвы. Однако в последнее время кризисные явления в экономике спровоцировали их дополнительный приток, что особенно актуально в отношении топ-менеджмента компаний, связанных с добычей полезных ископаемых, которые в связи с открывшимися возможностями открывают в столице новые представительства. Как правило, покупатели из вышеуказанных (как, впрочем, и других) регионов останавливают свой выбор на проектах, имеющих какие-либо яркие отличительные особенности или обладающих особой статусностью. Круг их поиска чаще всего ограничивается Садовым кольцом, при этом среди прочих требований к объекту особое место занимают видовые характеристики: крайне желательно, чтобы имелась возможность обозрения исторического центра города. Столичные девелоперы, как заявила, в частности, директор департамента розничных продаж «Группы ПСН» Екатерина Тейн, строят довольно серьезные планы на привлечение в свои проекты покупателей именно из регионов России и собираются разрабатывать для них специальные программы лояльности.
