Войти в почту

Аэропорт Владивостока будет брать пример с сингапурского

Развитием аэропорта Владивостока займется знаменитая компания, превратившая сингапурский аэропорт в один из самых роскошных и технологичных в мире. Планы на аэропорт Владивостока не менее масштабны. Однако, за редким исключением, зарубежные инвесторы вовсе не спешат осваивать российский аэропортовый рынок. Что им мешает? «Международный аэропорт Владивостока», наконец, получил нового собственника. Его купил, как и ожидалось, международный консорциум инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), оператора аэропортов Changi Airports International (CAI) и группы «Базовый Элемент» (у них равные доли – по 33,3%). Сделка готовилась давно. На торги актив был выставлен еще в 2014 году (тогда сделка оценивалась в 6 млрд рублей), дважды эти торги отменяли, поскольку покупатели не могли предложить цену, которая устроила бы продавца – «Международный аэропорт Шереметьево». Оформление сделки тянулось тоже больше года. Накануне правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями удовлетворила ходатайство сингапурской компании Changi о покупке доли в аэропорту Владивостока. Иностранец не получит контроля, доля Changi составит 49,99%, отметили в ФАС. Сингапурская компания – одна из всемирно известных управленцев аэропортами, в частности, они управляют сингапурским аэропортом «Чанги», аэропортом Тома Жобима в Бразилии, первым аэротрополисом в Индии. CAI работает в более чем 20 странах в более чем 50 аэропортах. Для понимания: аэропорт Чанги – это визитная карточка сингапурской компании. Потому что именно она сделала этот аэропорт самым роскошным в мире. Сегодня – это воздушный хаб в Азии, является шестым по занятости аэропортом в мире, обслуживающим более 50 млн пассажиров. Консорциум не раз отмечал, что делает ставку на профессионализм сингапурцев. Changi должна привлечь много авиакомпаний, которые будут летать через Владивосток в страны АТР, и превратить его в важный авиахаб. «Владивосток является крупнейшим экономическим центром Дальнего Востока и стратегическим стыковочным узлом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместно с нашими партнерами РФПИ и «Базовым Элементом» мы будем развивать международный аэропорт Владивостока в качестве одного из лучших авиационных хабов региона с широкой маршрутной сетью и первоклассным сервисом. Благодаря аэропорту мы продемонстрируем уникальность и значимость Владивостока и Дальнего Востока России для всего мира, а также откроем региону широкие возможности в сфере международной торговли и туризма», - заявляет гендиректор Changi Airports International Лим Лианг Сонг. Консорциум уже начал работать над расширением международной маршрутной сети и привлечением новых авиакомпаний из КНР, рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев. «Вместе с партнерами по консорциуму мы сможем создать высокотехнологичное авиационное предприятие, обеспечивающее безопасность, комфорт для пассажиров и качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами», - заявил председатель наблюдательного совета «Базового Элемента» Олег Дерипаска. «Базэл» является одной из немногих в России компаний, которая обладает современным опытом управления аэропортами (аэропорты Анапы, Геленджика и Сочи). Аэропорт Владивостока уже давно выиграл в битве с Хабаровском право стать распределительным хабом на Дальнем Востоком. Еще в середине 2000-х государство решило, что восточными воротами страны должен стать именно Владивосток, хотя тогда он во многом и уступал Хабаровску и по инфраструктурным возможностям, и по объемам перевозок. Именно аэропорт во Владивостоке стал главным пунктом прибытия гостей на саммит АТЭС 2012 года. Подготовка к саммиту ознаменовала второй важный этап в жизни аэропорта. Именно тогда, в 2009 году, ВЭБ предоставил кредит в 3,6 млрд рублей на 15 лет, чтобы владелец «Международного аэропорта Владивосток» - Шереметьево, преобразил воздушные ворота Дальнего Востока. Всего за последние шесть лет в аэропорт было инвестировано свыше 5 млрд рублей. В 2011 году была введена реконструированная взлетно-посадочная полоса, которую удлинили и расширили. Теперь здесь могут садиться любые типы самолетов. Вскоре Минтранс снял и ограничения на пролеты иностранных авиакомпаний в этот аэропорт, потом были сняты воздушные ограничения между РФ и Кореей. Вскоре у аэропорта появился новый терминал. Десять лет назад пассажиропоток не дотягивал и до 1 млн пассажиров, а к 2013 году стал перевозить уже 1,85 млн человек. В последние два года поток, правда, сократился: в 2014 году перевезли 1,79 млн, в 2015 – около 1,7 млн пассажиров. Но это скорее связано с уходом с рынка Трансаэро, но выпавшие объемы достаются «Арофлоту» и его дочернему предприятиюАК «Аврора», оператору воздушных линий Дальнего Востока, считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». В этом году уже ситуация начинает выправляться. В первом полугодии аэропорт Владивостока нарастил пассажиропоток на 3,9%, хотя грузоперевозки пока в отрицательной зоне (упали примерно на столько же). Но в прошлом году и пассажиропоток, и грузоперевозки показывали минус. «То есть говорить о том, что это быстрорастущий актив, видимо, пока преждевременно. Хотя перспективы, конечно, есть», - считает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. Драйверами роста будут оставаться международные события, такие, как саммит АТЭС, Восточный экономический форум и другие. Но не только. В целом принятый государством акцент на развитие региона. На развитие Дальнего Востока выделяется свыше 150 трлн рублей, строятся электростанции, жилье, что будет способствовать росту потока в аэропорт, отмечает Ващенко. Само по себе вхождение в капитал аэропорта иностранных инвесторов на данным этапе выглядит логичным. По сути, им уже не надо вкладывать значительные ресурсы в инфраструктуру, аэропорт уже преобразили, да и острая фаза кризиса в России позади. «Для инвесторов данный аэропорт интересен тем, что актив готов к расширению без вложений в инфраструктуру. Запас пропускной способности составляет порядка 50%, отличная новая транспортная инфраструктура, да и сам аэропорт был модернизирован не так давно. То есть для инвестора – это актив, куда можно зайти и начать работать по профильному направлению без лишних затрат», - говорит Андриевский. «Если пассажиропоток вырастет до 5 млн человек в год, то вложения в размере 1,2 тыс. руб. в расчете на 1 пассажира быстро окупятся. За прошлый год выручка превысила 1,1 млрд рублей. В текущем она может увеличиться на 10%», - считает Георгий Ващенко. К сожалению, привлечь частных инвесторов, тем более иностранных, в российские аэропорты до того, как инфраструктура там не обновлена, фактически невозможно. Некоторые аэропорты пытаются найти средства для модернизации и развития самостоятельно. Например, в Хабаровске авиатерминал благодаря выпуску облигаций привлек 100 млн рублей в рамках Восточного экономического форума в сентябре. В будущем возможна допэмиссия в рамках следующего этапа развития аэропорта. В Сочи аэропорт, например, нашел частного инвестора и деньги благодаря Олимпиаде. Но многие аэропорты в России имеют больше шансов прийти в упадок, чем найти деньги на свое развитие. Решить их инфраструктурные проблемы сложно без господдержки. «Авиаперевозки в России в целом не очень доходный бизнес. Его развитие тормозится потребительским кризисом и отсутствием развитой малой и региональной авиации. Поэтому и составляющая этого бизнеса – аэропорты - рискованные инвестиции», - говорит Андриевский. Есть, конечно, довольно привлекательные авиаузлы – Екатеринбург, Москва, Казань и т.д., но зайти туда стороннему инвестору непросто.

Аэропорт Владивостока будет брать пример с сингапурского
© Деловая газета "Взгляд"