С аэродромов списывают налоги
Шереметьево и Домодедово могут получить льготы по налогу на аэродромное имущество
Как стало известно "Ъ", аэропорты Домодедово и Шереметьево могут получить льготы в размере 1-1,2 млрд руб. в год по налогу на имущество аэродромов. Аэропорты добивались этого несколько лет, ссылаясь на то, что находятся в неравном положении с Внуково, который получил эту льготу от властей Москвы. Но льгота начнет действовать лишь после того, как операторы аэропортов возьмут аэродромное имущество в концессии, заключение которых пока тормозится из-за неясностей с финансированием на обновление инфраструктуры. Власти Московской области подготовили поправки к условиям предоставления налоговых льгот в регионе, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Согласно изменениям, послабления распространятся на аэродромное имущество двух крупнейших московских аэропортов -- Шереметьево и Домодедово. Однако они смогут воспользоваться льготами только после того, как подпишут концессионные соглашения. В тексте поправок, с которым ознакомился "Ъ", говорится, что от уплаты налога на имущество будут освобождены организации, заключившие концессионное соглашение о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации аэродромного имущества. Это коснется только аэропортов с пассажиропотоком более 10 млн человек в год для "исполнения обязательств по концессионному соглашению". Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что такие ограничения для льготы были введены "в целях минимизации выпадающих доходов бюджета Московской области". Так, по расчетам области, выпадающие доходы региона за весь период действия концессионных соглашений (до 2073 года) составят около 122 млрд руб., но дополнительные доходы от объектов терминальной инфраструктуры составят около 45 млрд руб., а дополнительные налоги на доходы физлиц -- 120 млрд руб. Поэтому "выигрыш" бюджета области за примерно 50 лет будущей концессии может составить около 43 млрд руб. В пресс-службе Домодедово "Ъ" рассказали, что "история вопроса отсчитывается с момента начала обсуждения концессионных соглашений". В случае передачи аэродромов в концессию аэродромное имущество будет учитываться уже не на балансе ФГУПа, а аэропортов. Концессионер становится плательщиком налога на имущество, и возникают неравные конкурентные условия в московском авиационном узле: аэропорт Внуково относится к Москве и уже сейчас имеет льготу по налогу на имущество, которой нет у двух других аэропортов, относящихся к области. Теперь реконструируемые аэропорты и создаваемые новые аэродромные объекты в рамках концессии смогут не платить возникающий в связи с этими работами налог на имущество. По оценке источников "Ъ", близких к ситуации, до 2025 года размер налогов на аэропорты в среднем мог вырасти на 1-1,2 млрд руб. в год. В Домодедово "Ъ" уточнили, что налог на имущество составляет 2,2% в год от его среднегодовой стоимости. "С учетом планируемого объема инвестиций в эту инфраструктуру такая льгота крайне необходима",-- считают в Домодедово. В Шереметьево отмечают, что пока рано говорить о налоговых послаблениях, поскольку они "зависят от множества факторов, в том числе от оценки имущества". Между тем вопрос подписания концессионных соглашений пока остается открытым, поскольку неясно, на какие средства будущие концессионеры должны заниматься реконструкцией аэродромов. По данным "Ъ", рассматривается вариант включения в стоимость авиабилетов так называемого инфраструктурного сбора или же использования неавиационных доходов аэропортов, против которого выступают их операторы. В Шереметьево все еще рассчитывают на заключение концессионных соглашений, сообщила "Ъ" начальник центра общественных связей аэропорта Анна Захаренкова. В Домодедово также "исходят из того, что такое соглашение будет заключено", поскольку оно необходимо для развития аэродромной инфраструктуры на внебюджетные средства. Но также "очевидно, что вопрос льготы требует проработки до подписания концессионного соглашения -- необходимо создать предпосылки на берегу". В случае задержки принятия законопроекта о льготах по налогу на имущество дополнительная нагрузка ляжет на авиакомпании и пассажиров, считают в Домодедово. Глава инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина говорит, что решение вопроса налогообложения аэропортов напрямую влияет на формирование финансовой модели будущего концессионного соглашения. После того как закон вступит в силу, можно рассчитывать на то, что процесс подписания этих соглашений значительно ускорится, что особенно важно из-за потребности в частных инвестициях на развитие аэродромной инфраструктуры.