Войти в почту

История с продажей иркутского аэропорта, тянущаяся уже не один месяц, по-прежнему остается туманной. Только на днях Центробанк приостановил эмиссию акций АО «Новапорт Иркутск» Романа Троценко, созданного для реализации проектов в области. Незадолго до этого иркутский губернатор Сергей Левченко в очередной раз повторил, что местный аэропорт не продается. «МК» попытался разобраться, что мешает привлечь инвесторов для реализации данного проекта. Скандалы вокруг дальнейшего развития Международного аэропорта Иркутск, его продажи, привлечения инвесторов и возможного возврата в федеральную собственность не утихают уже на протяжении года. Группа инвесторов, крупные аэропортовые холдинги России забили тревогу еще раньше, пытаясь обратить внимание губернатора на необходимость проведения конкурса и выполнение распоряжения Президента России о развитии аэропорта Иркутска. Этот документ подразумевал не только передачу аэропорта из федеральной в региональную собственность, но и развитие авиаузла на основе частно-государственного партнерства, предполагающего выбор потенциального инвестора на открытых конкурсных процедурах, как это предписывает закон. На это же впоследствии обратил внимание и Минтранс России, направив письмо недвусмысленного содержания о неисполнении пунктов соглашения между облправительством, Минтрансом и Росавиацией о модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска. Региональные власти в ответ предложили Минтрансу «дорожную карту», в разделах «этап» и «сроки» которой говорится, что облправительство планирует в 2017—2018 гг. провести конкурс инвесторов для строительства аэропорта, а в 2020 г. ввести объект в эксплуатацию. «Но в разделе «проводимая работа», — пишут «Ведомости», — уточняется, что дефицита бюджетных средств облправительство планирует выбрать инвестора без бюджетных затрат, что исключает проведение конкурса». На этом фоне по меньшей мере парадоксальным выглядит публичное выступление иркутского губернатора, сообщающего об отказе от продажи аэропорта с последующим поступлением средств в бюджет региона. По словам Сергея Левченко, речь идет о неких 3 млрд рублей, которые потенциальный инвестор может заплатить за аэропорт Приангарья. Напомним, что в качестве таковых в СМИ назывались «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга, «Базовый Элемент» Олега Дерипаски и «Новапорт» Романа Троценко. Именно эти структуры некоторое время назад схлестнулись в жесткой схватке за аэропорт Большое Савино в Перми. В той истории было все: и расследования Федеральной антимонопольной службы, и пересмотр итогов конкурсного отбора инвестора, и аукцион, в результате которого «Новапорт» Троценко должен заплатить бюджету Пермского края 1,5 млрд рублей... А что же Иркутск? Планируется ли конкурс или какой-либо другой конкурентный отбор инвестора? Ранее местный губернатор заявлял, что «область планирует привлечь к управлению аэропортом холдинг «Новапорт». Областной чиновник рассказывал, что рассматривается вариант создания СП с «Новапортом», в которое область внесет акции аэропорта и в котором инвестор получит контроль. Конкурс для этого необязателен, так как это не приватизация». Как стало известно «Газете.Ru», в совместном предприятии, которое будет управлять иркутским аэропортом, «Новапорт» получит 50% плюс 1 акция, а администрация Иркутской области будет владеть 50% минус 1 акция… В уставный капитал будут внесены 100% акций АО «Международный аэропорт Иркутск», а также акции, доли и имущества малых аэропортов региона. Возможным очередным шагом на этом пути стала регистрация 28 июля с.г. АО «Новапорт Иркутск» с уставным капиталом… 10 000 рублей. Именно его допэмиссию заблокировал на днях Банк России. Не исключено, что именно «Новапорт Иркутск», согласно некоторым планам, может стать «проектной» или управляющей компанией, в задачи которой будет входить реализация проекта развития аэропорта. Это отчасти подтвердил и представитель «Новапорта», признав: «Мы создали «Новапорт Иркутск» для работы в области, постоянно консультируем область и поучаствуем в проектной кампании, если предложат…». Напомним, что к потенциальному инвестору Приангарье выдвигает несколько требований: модернизация действующего аэропорта, строительство нового авиаузла за пределами города и модернизация аэропортов в районах. Да вот только объявлять конкурс региональная власть пока, видимо, не спешит, объясняя нехваткой денег на его проведение. В то же самое время правительство региона, несмотря на имеющуюся заинтересованность и опыт российских аэропортовых групп, по не понятным причинам, обратило свой взор на международные рынки, намереваясь привлечь зарубежных игроков. Так, согласно информации ИА «Сибирские новости», от лица губернатора области Сергея Левченко было направлено обращение торговому представителю России в Республике Корея Михаилу Бондаренко с просьбой оказать содействие в поиске потенциальных инвесторов среди местных компаний, заинтересованных в сотрудничестве и имеющих опыт в сфере проектирования и строительства аэропортовой инфраструктуры. Позиция различных ветвей власти Иркутской области пока выглядит разнонаправленной и несогласованной. Одна из них — в лице губернатора — отстаивает тезис о недопустимости продажи аэропорта, вторая — в лице регионального правительства — вроде как ведет работы по выбору инвестора. И если Левченко встречается с представителями «Новапорта» и обсуждает проект развития действующего аэропорта, то представители областного правительства пока не сделали ни одного предложения потенциальным инвесторам. И это несмотря на официальное предостережение, вынесенное ФАС летом этого года администрации Иркутской области о недопустимости передачи группе «Новапорт» права на реализацию проекта модернизации международного городского аэропорта без конкурса. Как и в Перми, интерес к иркутскому авиаузлу проявляют другие аэропортовые холдинги — структуры «Базового Элемента» и «Аэропорты регионов». Обе структуры выступают за проведение конкурса. Причем «Базовый Элемент» в своем сообщении не исключил форму передачи аэропорта инвестору, при которой не происходит отчуждение акций аэропорта из региональной собственности, или иного сохранения контроля или управления со стороны области и готов развивать его на условиях государственно-частного партнерства в различных формах. Пока, по мнению специалистов, ситуация развивается не в пользу Иркутской области. Недовольство Минтранса, риск получить еще одно предупреждение ФАС и отзыв аэропорта в федеральную собственность, гнев местного Законодательного собрания и непоступление средств от возможной продажи акций аэропорта… Чем еще может рискнуть губернатор?