Если экономика не развивается, зачем нужно министерство?

После громкого скандала с экс-министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, вновь начались разговоры: а нужно ли такое ведомстве в принципе. Ведь если судить по результатам нашей экономики, чиновникам можно смело ставить двойку. Может, его расформировать, а функции передать другим министерствам? Разговоры о необходимости этой радикальной операции то и дело возобновлялись. Даже до ареста Улюкаева. Тем более что последнего не критиковал только ленивый: то он выпускает несбыточные прогнозы, то ничего не делает для улучшения инвестклимата. Пытались его обвинить даже в падении ВВП (основной показатель, по которому судят о размере экономики). Так что его сменщику (кто бы им ни стал) сохранить министерство в нынешнем виде будет непросто. Если он, конечно, не предложит реальный способ победить кризис. МИНИСТЕРСТВО - СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ГРЕФА В 2000 году, когда президент Путин формировал новое правительство, он столкнулся с непростой кадровой проблемой - ему предложили выходца из Санкт-Петербурга Германа Грефа. Но смелый реформатор требовал как минимум вице-премьерского поста. Под Грефа по разным причинам учредить его не удалось. Но возникла идея создания особого министерства, которое могло бы управлять чуть ли не всей экономикой. А такие полномочия приближались чуть ли не к премьерским. Все ведомства, которые слили в Министерство экономического развития и торговли, перечислить невозможно - бумаги не хватит. Назовем ключевые: министерство экономики, министерство внешних экономических связей, госкомитет по торговле, а также ряд промышленных комитетов, в том числе работающих на оборонку. Понятно, что после всех этих преобразований министерство Грефа стало одним из ключевых в финансово-экономическом блоке. Но взамен на него навалили огромное количество поручений непосредственно от главы государства, в том числе пресловутое «удвоение ВВП». РЕФОРМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Раз в названии есть слово «развитие», значит его необходимо любой ценой обеспечить. Греф начал резво. Уже к середине 2001 года в министерстве подготовили два на тот момент революционных законопроекта, которые быстро прошли Госдуму: о резком сокращении лицензий на виды предпринимательской деятельности (с тогдашних 500 до 100) и о регистрации инвестпроектов в одном «окне». По оценкам независимых экспертов, эти новшества реально способствовали усилению инвестиционной активности. Но еще более революционной мерой было введение плоской шкалы подоходного налога в 13%. Эта мера вывела из «тени» огромное число компаний, а сбор налога в первый же год увеличился вдвое. Можно долго перечислять, что удалось сделать в начале 2000-х. Но были и провалы. Герман Греф пробил идею создания в рамках федеральной казны бюджета развития. Там к 2008 году скопилось до 200 млрд. рублей. Они должны были пойти на крупные инфраструктурные проекты. Но большинство из них так и не довели до конца. Взять хотя бы новую автодорогу между двумя столицами. В те времена ее собирались сделать бесплатной. А кончилось тем, что дорога в итоге платная и построена до сих пор лишь наполовину. Куда подевались деньги, видимо, даже Грефу плохо известно. К середине 2000-х активность Минэкономразвития и торговли стала выдыхаться. Пыл Грефа, столкнувшегося с кучей бюрократических препонов, сошел на нет. И он уходит в Сбербанк. Министерство тут же стали раскассировать. Внутреннюю торговлю и ряд внешнеэкономических функций тут же передали в Минпром. Ведомство в нынешнем виде спасла лишь новый министр Эльвира Набиуллина. ПОЧЕМУ НЕ СБЫВАЮТСЯ ПРОГНОЗЫ Еще одна из функций Минэкономразвития - давать прогнозы социально-экономического развития. И желательно, чтобы они сбывались. Но тут как-то сразу не заладилось. С 2000 по середину 2008 года рост цен на нефть перекрывал все разумные предположения. В результате в бюджете всегда под конец года появлялись триллионы незапланированных рублей. В «тучные годы» власти это даже нравилось - пополнялись стабфонды, которые нас до сих пор и спасают от разорения. Поэтому ни к Эльвире Набиуллиной (сейчас - глава ЦБ), ни к ее сменщику Андрею Белоусову (сейчас помощник президента) особых претензий и не было. Нефть в те годы была стабильно выше $100 за баррель. А вот Алексею Улюкаеву, пришедшему в середине 2013-го, не повезло. Уже через год после его назначения нефть стала стремительно дешеветь, а прогнозы его министерства за этим не успевали, выдавая завышенные цифры. Поэтому на него ополчились все, кто только мог. И Госдума с Советом Федерации, и Счетная палата. Парламентская оппозиция и оппоненты в Кремле настаивали на том, что в нынешнем виде министерство играет исключительно роль камня на шее развития. И дело не только в неверных прогнозах, ведомство элементарно не может предложить план выхода из кризиса. Да и как ускорить развитие, в Минэкономики тоже, увы, не знают. В отличие от первых лет существования. Что конкретно сделают с министерством, пока не ясно. Весной следующего года президент должен одобрить концепцию дальнейшего экономического развития. Их две. От экс-главы Минфина Алексея Кудрина и от бизнес-омбудсмена Бориса Титова. От этой схватки, скорее всего, и будет зависеть судьба ведомства. А затевать новую административную реформу сейчас, в разгар кризиса, власти вряд ли решатся.

Если экономика не развивается, зачем нужно министерство?
© Комсомольская правда