Концепция развития общественного транспорта на основе развития магистральных трамвайных маршрутов разработана в Челябинской области. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в отделе развития Усть-Катавского вагоностроительного завода им С. М. Кирова. Челябинские эксперты в сфере обустройства городской инфраструктуры заявляют о необходимости обратить внимание на опыт Челябинска 50−40-летней давности, когда городская трамвайная сеть была образцово-показательной не только для других городов СССР, но и для всего мира. К решению наболевшей проблемы с транспортом подключились представители производителя трамвайного подвижного состава, которые, находясь в поисках выхода из тяжелой ситуации на своем предприятии, предложили подойти комплексно к рассмотрению вопросов наведения порядка в общественном транспорте мегаполисов и оживления собственного производства. Сотрудниками по развитию была подготовлена концепция, по которой ставка в развитии общественного транспорта Челябинска и других крупных городов, должна быть сделана на трамвайное движение, как основное, магистральное в городе. Видением развития общественного транспорта Челябинска с корреспондентом ИА REGNUM поделился советник заместителя директора Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова (УКВЗ), официальный представитель предприятия Евгений Самойлов. «27 октября на «PECHA KUCHA» мы представили наши предложения Челябинску к саммиту ШОС и БРИКС. Они заключались в том, чтобы выделить три магистральных маршрута в Челябинске, к которым организовать работу «подвозящего» транспорта, то есть по расписанию и интервалу движения. Магистральный транспорт, трамвайный, — это обособленные линии, режим зеленой волны и современный подвижной состав. Соответственно при системе с «подвозящими» маршрутами должен быть единый билет, система двух пересадок. И функционировать оно должно как наземное метро, как, например, в Москве весь транспорт везет к магистральным линиям столичного метро. При этом человек должен платить один раз, несмотря на пересадку с одного транспорта на другой. Вводится «часовой» билет или на 40 минут. Второй момент, — это интеграция челябинского метро, которое встроится в Челябинске в трамвайную сеть. Таким образом, во-первых, те четыре (построенные) станции будут задействованы, и там появится пассажиропоток, во-вторых, мы «разошьем» узкое место — от Цвиллинга до проспекта Победы, потому что там пробки из трамваев, из-за пересечения маршрутов. Ну, и третий момент, — это то, что высотная плотная многоэтажная застройка в новых микрорайонах, — Парковый, Чурилово, Академ, — предполагает безальтернативное, по сути, решение. То есть, транспортная мобильность населения достигается только за счет магистрального общественного транспорта. Соответственно в эти районы требуется протянуть магистральные трамвайные линии», — пояснил Евгений Самойлов. Как сообщало ранее ИА REGNUM, 14 ноября, в управлении транспортом Челябинска заявили, что маршрутная сеть общественного транспорта города будет основано на приоритете в развитии трамвайного движения. Представитель УКВЗ отметил, что концепцией в администрации Челябинска официально не интересовались, но никто не против, если предложения из нее будут учтены в разработке новой маршрутной сети города. Тем более, что концепция предполагает ставку на трамвай не только в Челябинске, но и во всех крупных городах России. «Эту концепцию мы представили 26 сентября 2016 года первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Предварительно нас обучали шесть месяцев по программе моногородов в Сколково. От Челябинской области был первый замминистра экономики Ирина Акбашева, мэр Усть-Катава, и мы, представители УКВЗ. Была разработана программа развития моногорода. Так получается, что «смысл» Усть-Катава — глобальный, и касается участия в развитии общественного транспорта крупных городов. На проект мы получили положительный отзыв Блинкина (Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ). Прим. ИА REGNUM. Из 10 городов наш (Усть-Катав) единственный отобрали для защиты перед Шуваловым. То есть, была отобрана концепция, по которой в городах с населением свыше 200 тыс. человек и до трех миллионов, необходимо переформатировать городские системы общественного транспорта и выстроить устойчивые транспортные системы на основе ЛРТ (легкорельсового транспорта)», — отметил эксперт. Комплексный подход развития инфраструктуры общественного городского транспорта поможет решить застарелые проблемы с перевозкой людей, в первую очередь, в Челябинске, и дать импульс к развитию в машиностроительной отрасли региона, считают эксперты. «Мы движемся, сейчас Агентство стратегических инициатив рассматривает наш проект, Минпромторг. Но нужно понимать, что вокруг нашего предприятия в Усть-Катаве исторически уже кластер сложился. Поэтому реализация такого федерального проекта, если он будет запущен, — вообще вытянет весь этот кластер в Челябинской области. Это и вагоностроение, и плюс к этому на базе ЮУрГУ программные комплексы очень мощные появились, которые помогают делать транспортное моделирование. А что касаемо производства, у нас и материалы, и комплектующие производятся на территории Челябинской области. Это и Аша, и Златоуст, и Миасс, и Чебаркуль, и Челябинск, и Магнитогорск. Соответственно помимо подвижного состава, предполагается переход от поставки трамваев к комплексному решению. Когда мы берем всю систему, проектируем ее, моделируем и делаем. То есть задача стать «консолидатором» таких решений в России вообще. Как, например, французы, которые пришли к такой схеме еще 20 лет назад и представляют комплексные решения. У них есть сегменты компании — инжиниринговый, проектирования, строительства, поставки и эксплуатации. (Systra, Alstom, Transdev). То есть концепция в целом заключается в том, чтобы отработать в пилотных городах, создать альянс отечественных коммерческих компаний, разработать типовые бизнес модели управления и выйти на экспорт. Первый пилотный проект может быть реализован в Челябинске, это бы для нас было отлично и логично», — заключил представитель УКВЗ Евгений Самойлов. Отметим, трамвайный транспорт активно используется и развивается в системе городских маршрутов в европейских городах. Также как и другой наземный общественный муниципальный транспорт. Добавим, в России также есть успешный опыт развития муниципального общественного транспорта. В городе Казани, одном из самых благоустроенных в настоящее время региональных центров, курсирует только муниципальный транспорт. В Челябинске в 1990-е годы был взят курс на передачу сферы общественного транспорта в частные руки. На сегодняшний день доля муниципального общественного транспорта в столице Южного Урала составляет немногим больше 20%. Остальную долю занимают частные перевозчики, существенная часть которых нелегальна. На текущий момент челябинские власти намерены довести удельный вес муниципальных перевозок пассажиров до 50%.