10 российских и советских троллейбусов

Троллейбусы – привычное и уже традиционное для нашей страны транспортное средство, хотя производителей у нас не так и много – существующие с запасом покрывают необходимость в обновлении состава автопарков. Сегодня работает 5 троллейбусных заводов, ещё 2 существуют, но уже не выпускают троллейбусы, ещё 3 прекратили своё существование. Итак, десятка! «ТролЗа» (Энгельс, Саратовская область). Бывший ЗиУ (Завод имени Урицкого), крупнейший производитель троллейбусов в стране. Предприятие основано в 1868 году (!) как Радицкий паровозостроительный завод, с 1919 года был переименован в Урицкий вагоностроительный, во время войны его эвакуировали в Энгельс, где он и остался. Бренд «ТролЗа» (то есть «троллейбусный завод») используется с 2005 года. Троллейбусы предприятие выпускает с 1951 года, сегодня в гамме 5 моделей. На снимке – ТролЗа-5265 «Мегаполис», выпускается с 2006-го. |photo-1| СВАРЗ (Москва). Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод был основан в 1905 году как Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, а троллейбусы производит с 1934-го (первые были марки ЛК). Сегодня завод производит 4 модели троллейбусов – в основном по лицензии белорусского «Белкоммунмаша» и той же «ТролЗы». На снимке – СВАРЗ-6238 (он же, как и снимком ранее, лицензионная ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»). |photo-2| БТЗ (Уфа). Башкирский троллейбусный завод (ранее Уфимский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод) был основан в 1964 году и занимается как ремонтом подвижного состава, так и выпуском новых машин. Правда, сегодня дела у завода так себе – в 2016-м даже начала процедура банкротства, хотя есть надежда на возрождение бренда. В гамме 3 троллейбуса с разными их модификациями. На снимке – низкопольный БТЗ-52763. |photo-3| ВМЗ (Вологда). Вологодский механический завод – одно из новых предприятий, основано в 1994 году и производит общественный транспорт под брендом Trans-Alfa. В гамме – 2 троллейбуса и 2 автобуса. На снимке – сочленённый ВМЗ-62151 «Премьер». |photo-4| «Транспортные системы» (Москва/Тверь). Молодая московская компания, основанная в 2014 году и уже имеющая в гамме 4 трамвая и 1 троллейбус. Для производства планируют использовать мощности Тверского вагоностроительного завода. На снимке – свежий низкопольный троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал», пока что в единственном опытном экземпляре, эксплуатируется в Севастополе. Конструкция машины вызывает сомнения и подверглась серьёзной сетевой критике. |photo-5| МТРЗ (Москва). К сожалению, Московский троллейбусный завод, основанный в 1944 году, в 2014-м прекратил своё существование – его объединили с заводом СВАРЗ под общим брендом последнего. Тем не менее, МТРЗ в течение более чем полувека был одним из ведущих троллейбусостроительных предприятий страны, и мы не можем его не упомянуть. На снимке модель МТРЗ-6223, производившаяся до 2010 года. |photo-6| ВЗТМ (Волгоград). Ещё один ныне не существующий троллейбусный завод – Волгоградский завод транспортного машиностроения, основан в 1999 году и закрыт в 2009-м. На снимке ещё встречающаяся в ряде российских городов модель ВЗТМ-5284. |photo-7| ПТЗ (Санкт-Петербург). Петербургский троллейбусный завод был открыт 1 мая 1948 года на территории завода «Автозапчасть» и изначально занимался ремонтом троллейбусной техники. Сегодня завод продолжает заниматься ремонтом, но в разные годы он производил и троллейбусы для Петербурга под собственным брендом. На снимке, например, модель ПТЗ-5283. |photo-8| ЯМЗ (Ярославль). Ярославский моторный завод был пионером троллейбусного производства в СССР. Основан он был в 1916 году, после революции стал называться Первый государственный авторемонтный завод, затем получил наименование Ярославский автомобильный завод. В Ярославле троллейбусы производили недолго, с 1935 по 1941 год. Наиболее известен первый троллейбус производства ЯМЗ – модель ЯТБ-1. На снимке – единственный чудом сохранившийся до наших дней экземпляр. |photo-9| ЛиАЗ (Ликино-Дулёво, Московская область). ЛиАЗ – широко известный производитель автобусов, но с 2005 по 2012 год в Ликино-Дулёво делали и троллейбусы. На снимке – ЛиАЗ-5280 в Ереване. |photo-10| «Сибэлтранссервис» (Новосибирск). С 2012 года компания «Сибэлтранссервис» (она же ООО "Сибирский троллейбус") делает троллейбусы под брендом СТ. "Фишка" моделей - серьёзный запас автономного хода на аккумуляторах, что позволяет им работать в тяжёлых условиях. На снимке - модель СТ-6217М. |photo-11|

10 российских и советских троллейбусов
© Популярная механика