Миллиарды на посредников
По прогнозам Минэкономразвития РФ, тарифы на электроэнергию продолжат свой рост не только в 2017-м, но и в последующие годы. Индексация тарифов для населения составит 5% в год, для всех остальных потребителей — 3% в год. Реально просчитать, насколько вырастет цена на электричество, сейчас невозможно, потому что эту сумму могут значительно увеличить долги недобросовестных энергосбытовых компаний. А в целом с момента появления сбытовых организаций в цепочке передачи электричества от производителя к потребителю рост тарифов составил 650%. Разделение обязанностей между сетевыми энергоснабжающими компаниями и организациями по продаже электроэнергии потребителям было введено в 2003 году 36-ФЗ об особенностях функционирования электроэнергетики. Раньше сетевики сами продавали товар. Реформа электроэнергетической системы была направлена на защиту интересов потребителей, но вместо этого привела к резкому росту тарифов, причем ударила по карману и конечных потребителей, и снабженцев. В итоге значительный процент от суммы каждого платежа за электричество (по оценкам разных экспертов от 6 до 20%) идет на оплату услуг посредников-сбытовиков. Хотя поставщики энергии готовы работать с потребителем напрямую. Население тратит лишние деньги, а поставщики вынуждены экономить на ремонте электросетей. — Тариф на электроэнергию складывается из трех частей: первую формируют производители энергии, вторую — сетевые компании, занимающиеся ее транспортировкой, и третью — сбытовые фирмы, работающие непосредственно с потребителями, — пояснил «Известиям» специалист по ценообразованию одной из московских управляющих компаний. — Цены на услуги двух первых звеньев этой цепи являются регулируемыми, а сбыт сам устанавливает размер наценки. Например, в Москве средний счет за электроэнергию составляет 500–600 рублей, из которых 90–100 рублей берет себе сбытовая компания. Для некоторых граждан эти потери весьма чувствительны. А издержки крупных предприятий выливаются в огромные суммы. За прошедшие 13 лет размер сбытовой надбавки, идущей на содержание региональных энергосбытовых компаний, вырос более чем в 10 раз. К таким выводам пришли специалисты Центра правового обслуживания, проанализировав темпы и причины роста тарифов на электроэнергию с момента начала реформы. Так, если в 2003 году регулируемый тариф для населения в Москве составлял 0,7 руб/кВт. ч, то во втором полугодии 2016 года — 5,36 руб/кВт. ч (рост в 7,7 раз), говорится в аналитической справке центра. По данным экспертов, в 2004 году сбытовая надбавка составляла в среднем 5-7 коп/кВт. ч. На сегодняшний день в ряде регионов она превышает 70 коп/кВт. ч. По мнению директора Центра правового обслуживания Анны Коняевой, такой резкий рост тарифов за последние годы, без сомнения, связан с реформой электроэнергетической отрасли. — Становится очевидным, что основные цели реформы — защита потребителей от необоснованного повышения тарифов, создание конкурентной среды и рыночных отношений — были достигнуты не в полной мере, — считает Анна Коняева. Эксперты полагают, что если исключить посредников, то гипотетически можно, например, в Санкт-Петербурге снизить тариф на электроэнергию на 39 коп. за киловатт, в Ставропольском крае — на 24 коп., в Московской области — на 27 коп. В Ярославской области наценка сбытовиков составляет 0,64 рубля, в Марий Эл — 0,63 рубля, в Оренбургской области — 0,48 рубля, Пермском крае — 0,42 рубля, Ульяновской области — 0,38 рубля. Интенсивный рост тарифов также связан с недобросовестностью сбытовиков: компании банкротятся и исчезают, оставляя многомиллиардные долги перед производителями электроэнергии. Известны, например, нашумевшие истории крупных банкротств сбытовиков «Курскрегионэнергосбыт» и «Энергострим». Курская компания была признана банкротом в 2014 году, ее долг кредиторам составил 2 млрд рублей. Долги «Энергострима» достигали 50 млрд рублей, но около 15 млрд удалось погасить. — У сбытовых организаций нет практически никакого имущества, активов, поэтому возмещение убытков ничем не гарантировано. Убытки составляют десятки миллиардов рублей. Клиентскую базу обанкротившегося сбыта за часть долга продают другой компании, а разницу покрывают за счет роста тарифов для конечного потребителя, — рассказывает специалист одной из столичных управляющих компаний. По данным Центра правового обслуживания, общий долг сбытовиков перед сетевыми компаниями на 1 июля 2016 года составил более 102 млрд рублей. После череды банкротств изменение законодательства стало очень актуальным. С такой инициативой уже выступали Курская область, Ставропольский край и Вологодская область. — В Ставропольском крае 10 сетевых организаций, но только двум из них удалось оставить за собой сбытовые функции, — рассказал «Известиям» министр энергетики Ставропольского края Виталий Хоценко. — Это государственное унитарное предприятие «Ставрополькоммунэлектро» и частное предприятие «Пятигорские электрические сети». Обе компании работают успешно, задолженностей не имеют. Мы не предлагаем проводить реформу — вопрос можно решить смягчением нормы закона. Весной 2016 года мы выходили с законодательной инициативой в Госдуму разрешить организациям, благополучно совмещающим функции передачи и сбыта энергии, сохранить свою целостность и не передавать часть полномочий другим компаниям. Но профильный комитет Госдумы вынес отрицательное решение. Из-за лишнего звена страдают не только потребители, но и сетевые энергетические компании. — Сбытовые подразделения собирают плату за электроэнергию, направляют на свои нужды, а сетевым компаниям по 2–3 месяца не перечисляют деньги, и те не могут даже плановый ремонт сделать, — поясняет директор «Ставрополькоммунэлектро» Валерий Хабаров. — А мы сами распределяем средства и своевременно проводим ремонтные программы, начисляем зарплаты, закупаем электроэнергию. И не платим за это никому. Ведь к чему сводится сбытовая деятельность? К выставлению счета. Посредник просто берет все наши данные, забивает в квитанцию и собирает с населения деньги. Это совершенно бессмысленная структура. Она никому не нужна. Если бы у нас в регионе все сетевые компании перешли на работу без посредников, то года два-три можно было бы не повышать тариф на электричество. По мнению Анны Коняевой, необходимость корректировки реформы электроэнергетической сферы давно назрела. Первым шагом здесь должно быть снятие запрета на совмещение сетевой и сбытовой деятельности. — Для этого даже не потребуется вложения финансовых средств. Снятие запрета обеспечит свободу экономической деятельности в сфере электроэнергетики. Наряду с компаниями, совмещающими сетевую и сбытовую деятельность, будут работать сетевые и добросовестные сбытовые компании. В этом случае действительно возникнут конкурентные отношения, и наконец-то начнется борьба за потребителя. Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития, по скорректированному прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы, который внесен в Госдуму ведомством, индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, составит в 2017–2019 годах 3% ежегодно. Индексация тарифов на электричество для населения составит в 2017–2019 годах 5% ежегодно. На оптовом рынке электрической энергии и мощности прогнозируется следующий рост цен: в 2017 году — на уровне 6,5–7%, в 2018 году — 5,3–6,3%, в 2019 году — 5,3–6,3%.