Войти в почту

Зачем инвесторы хотят «воскресить» «Трансаэро»

Официальные власти уже опровергли сообщения о возобновлении работы, но само заявление привело к росту акций «Трансаэро» на 28,9%. Не первый раз новости об авиакомпании дают почву для биржевой игры. В начале ноября появилось внезапное сообщение о том, что избранный в сентябре совет директоров «Трансаэро» с 4 по 11 ноября обсудит программу восстановления основной деятельности авиакомпании. Менеджеры с консультантами даже составили подробный бизнес-план начала работы нового авиаперевозчика на основе «Трансаэро». Подобные новости подтвердили сообщения Минтранса РФ о том, что на базе части авиапарка компании могут создать нового перевозчика . В министерстве недовольны тем, что после ухода «Трансаэро» на рынке появился монополист – «Аэрофлот». Однако то, что новым игроком на рынке может стать компания «Трансаэро», год назад признанная банкротом и чей долг превысил фантастическую сумму в 250 млрд рублей, в ведомстве вряд ли предполагали. Заявление представителей «Трансаэро» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Сразу после сообщения акции компании за один день выросли на 28,9%, несмотря на то, что в Минтрансе поспешили заявить о невозможности восстановления компании (у экс-перевозчика был отозван сертификат эксплуатанта). «Это иллюзия, в которую не надо верить», – прямо заявил министр транспорта Максим Соколов . Чисто юридически компания «Трансаэро» не может летать. Однако биржевых игроков такое пояснение не устроило. Впрочем, это далеко не первый случай, когда акции «Трансаэро» оказываются в центре внимания инвесторов. С начала корпоративного кризиса стоимость акций компании менялась уже не один раз. Решение банкротить «Трансаэро» было принято на совещании в правительстве 1 октября 2015 года. После внеплановой проверки Росавиация из-за ухудшения финансовых показателей компании ввела запрет на полеты (в отчетности перевозчика были обнаружены «финансовые дыры»). Ранее «Трансаэро» прекратила продажу билетов, а обязательства перед пассажирами компании взял на себя «Аэрофлот». Иски о банкротстве компании подали три банка: Сбербанк, «Альфа-Банк» и Газпромбанк. К слову, банкротство авиакомпаний в России традиционно считается признаком тяжелой экономической ситуации в стране. Так, во время кризиса 2008 года со значительными финансовыми сложностями столкнулась одна из крупнейших авиакомпаний страны KrasAir, в результате она прекратила полеты и в июле 2009 года была признана банкротом. В банкротстве «Трансаэро» многие также увидели символ нового экономического кризиса. Однако гораздо более интересными оказались перипетии – кому же достанутся активы первой частной авиакомпании России? Изначально планировалось, что «Трансаэро» войдет в группу «Аэрофлот». Для этого 75% + 1 акция перевозчика должны были быть проданы за символический 1 рубль. Однако по одной версии акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций, а по другой – против покупки выступила ФАС (в случае покупки доля «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок в России превышала бы 50%). В результате крупнейший перевозчик отказался от оферты. Далее совладельцы третьей по величине авиакомпании страны – S7 – заявили о покупке контрольного пакета акций «Трансаэро». Покупкой также заинтересовался крупный азиатский фонд, созданный при участии правительства Малайзии и команды, имеющей опыт реструктуризации Malaysia Airlines и AirAsia. На фоне конфликта вокруг «Трансаэро» резко выросла волатильность ее акций, что открыло широкие возможности для краткосрочных инвестиций. Утром 29 октября 2015 года на фоне сообщений о покупке компании группой S7 рост акций «Трансаэро» на Московской бирже превысил 40%, за день до этого бумаги компании взлетели на 57,3%, а в предыдущий – на 20%. Однако ни S7, ни «Аэрофлот» так и не получили контрольный пакет акций «Трансаэро». Как известно, компания была просто обанкрочена. В день официального объявления об этом на заседании правительства акции «Трансаэро» упали на 38%. При этом оба бонда компании обвалились на 40% и стоили как дефолтные – 42% и 33% от номинала. За годы своего существования «Трансаэро» стала символом российского независимого авиарынка. Первая частная авиакомпания России, начавшая полеты еще 5 ноября 1991 года. Первой запустила рейс «Москва – Тель-Авив», кстати, намного раньше «Аэрофлота». Именно «Трансаэро» удалось потеснить главного перевозчика страны на трансатлантических перевозках из-за низкой стоимости билета. В итоге ее доля в пассажирообороте на международных линиях составила 23%, а на внутренних — 19%. Не удивительно, что инвесторы никак не могут поверить в то, что такой крупный игрок мог обанкротиться. До последнего рынок надеялся, что государство поддержит вторую авиакомпанию страны – хотя бы ради сохранения конкуренции на рынке. Однако в правительстве, очевидно, расценили по-другому: частные владельцы должны самостоятельно нести ответственность за собственные ошибки. Впрочем, тот факт, что инвесторы даже спустя год продолжают прислушиваться к заявлениям руководства «Трансаэро», говорит о том, что появись сегодня на базе экс-перевозчика новая компания, уже завтра акции ее многократно вырастут. Инвесторы к этому вполне готовы. Алексей Лоссан

Зачем инвесторы хотят «воскресить» «Трансаэро»
© Рамблер