Сбербанк решил взять на себя разработку российского аналога eBay, AliExpress и Amazon — платформы, которая объединит онлайн-продажи потребительских товаров, недвижимости, путешествий, разнообразных услуг. Эта же экосистема будет обеспечивать обслуживание и продавцов, и потребителей. То есть и доставку, и рекламу, и денежные расчеты. Телеканал «360» узнал у российского представительства AliExpress и экспертов рынка, нуждается ли страна в таком проекте, и какие отечественные товары могут быть популярны в России и за рубежом. Что такое «экосистема» Крупнейший аналог того, что собирается создать Сбербанк, китайская экосистема Alibaba Group. Она обеспечивает себя полным циклом продаж и распространения товара. В нее входит AliExpress, один из самых популярных онлайн-маркетов в нашей стране. Его посещают 24 миллиона россиян в месяц. За денежные расчеты отвечает собственная платежная система Alipay, за перемещение товаров — своя логистическая сеть Cainiao, рекламой занимается дочерняя Alimama. У Alibaba Group даже есть свой облачный сервис Aliyun, операционная система для смарфонов Yun OS, кроме того компания владеет киностудией Alibaba Pictures и видеопорталом. Экосистема Сбербанка Оборот компании составляет 300 миллиардов долларов. Сбербанк планирует создать такую же универсальную площадку, но с отечественными товарами к 2025 году. Планируемый оборот указан очень смело — один триллион долларов. «У нас на то, чтобы заниматься таким количеством отраслей, ушло 15 лет. Мы подключали сервисы по запросам пользователей постепенно, шли свои путем, иногда ошибались, у нас это — нажитая история. Копирование, конечно, всегда проще, заимствовать можно все, и России полезен был бы опыт Китая, сейчас наша страна отстает от него на пару лет в некоторых отношениях,» — отмечает Марк Завадский, руководитель AliExpress в России. Какие проблемы может решить экосистема от Сбербанка Сейчас в России около 48 тысяч интернет магазинов, их суммарный оборот — 900 миллиардов рублей. Но существует проблема с экспортом, процедура отправки посылок за рубеж довольно сложна, однако с 15 декабря начинает в тестовом режиме работать система заполнений деклараций онлайн, что должно сократить время оформления посылки в почтовом отделении до нескольких минут. Вторая проблема в том, что, например, на Amazon российские продавцы со своими товарами попасть не могут, для этого необходимо зарегистрировать в иностранном государстве юридическое лицо и счет. Будущая российская экосистема может эти вопросы решить с помощью интеграции с западными онлайн-маркетами. Также ожидается упрощение регистрации интернет-магазинов. «Конечно, необходимо одно окно, в котором российский продавец даже без специальных технических знаний и иностранного языка сможет разместить информацию о своем товаре, его фотографию, ну, а дальше площадка автоматически все это переведет на нужный язык и разместит в том числе за рубежом. В таком формате это будет удачным решением, и наши товары сразу станут доступны на большом количестве уже раскрученных площадок с большим трафиком. А для внутренней торговли я не вижу смысла создавать еще один „Яндекс.Маркет“, у нас достаточно интернет-магазинов, и все они хорошо работают. А вот инициатива регистрировать ООО для онлайн-продаж не выходя из дома звучит интересно», — считает Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли. Что будем продавать и экспортировать Уже сейчас отечественные производители ведут торговлю с Китаем, выстраивать экосистему для российских экспортеров начал AliExpress. «Уже есть первые российские продавцы на нашей площадке, которые торгуют в Китае. Кроме того, мы строим экосистему для российских продавцов, которые пока продают в своей стране. В основном популярны продовольственные товары и косметика, так как в России хорошая экология, товары с пометкой „эко“ пользуются спросом. Также идут продажи портативных датчиков радиоактивности для фруктов и овощей отечественной разработки. Для выхода на международный рынок других товаров требуется проработка многих факторов, товар должен быть интересен, его нужно уметь продавать на маркетах. Еще все зависит от цен, которые смогут дать российские производители и от того, упростят ли экспортные процедуры, как будет устроена логистика. Потенциально может выйти на международный рынок и мебель, и легкая промышленность», — считает Марк Завадский, руководитель AliExpress в России. К 2025 году, когда планируется развернуть проект полностью, ситуация на производственном рынке может измениться. Уже сейчас крупные компании начинают переносить производство в Россию, например, китайская фирма Haier Group открыла свой завод у нас. «Популярностью может пользоваться российская мебель, которая дешевле чем, например, у IKEA, игрушки, такой контент, как мультики, а также одежда и обувь. Кстати недавно одна из европейских фирм перенесла производство из Китая в Россию потому, что из-за курса рубля у нас стало дешевле», — делится прогнозами Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли. Также большие надежды возлагаются на сферу IT, программного обеспечения и инструментов. Дарья Дементьева