Минфин предлагает ввести пособие по бедности, адресатами которого могли бы стать семьи с детьми до 16 лет и одним работающим родителем. Сейчас в бюджете денег на это нет, единодушны опрошенные Банки.ру эксперты. Кроме того, такие пособия порождают иждивенчество, говорят они. Министерство финансов предлагает обсудить возможность введения в России нового вида соцвыплат — пособия по бедности, рассказала в интервью «Российской газете» замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Сейчас адресная соцподдержка оказывается определенным категориям населения, которые установлены законом. А более правильно, по мнению Нестеренко, было бы перейти на принцип нуждаемости. В зарубежной практике, по ее словам, право на пособие получают все семьи, доходы и обеспеченность имуществом которых находятся ниже установленного в стране уровня. По статистике, в материальной поддержке больше всего нуждаются семьи с детьми до 16 лет, особенно когда в семье двое и более детей и один работающий родитель, говорит замглавы Минфина. «Большинство стран мира принимают активные меры по защите беднейших групп своего населения и предоставляют адресные пособия по бедности, — сказала Татьяна Нестеренко. — Главный критерий (…) — проверка нуждаемости и имущественной обеспеченности». В проекте бюджета на 2017—2019 годы эти предложения не отражены, отметила Нестеренко. Для этого нужно как минимум определить законом понятие нуждаемости, критерии, как ее определять, порядок оценки доходов и имущества семьи или одиноко проживающих граждан, круг лиц, относящихся к членам семьи. В правительстве тема пособия по бедности не рассматривается, заявила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец в ходе заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. «Это вопрос к министерству, сотрудники которого позволяют высказывать свои личные мнения», — цитирует вице-премьера РИА Новости. По данным Росстата, в первом полугодии 2016 года в стране насчитывалось 21,4 млн бедных — это 14,6% населения. Бедными по этой методике считаются люди с денежными доходами ниже прожиточного минимума — во II квартале 2016 года он составил 9 956 рублей. Уровень бедности приблизился к уровню 2006 года, когда Росстат насчитал 15,2% бедных. В 2015 году этот показатель составлял 13,3%, в 2014 году — 11,2%, в 2013-м — 10,8%, в 2012-м — 10,7%. Новость Банки.ру спросил у экспертов, сможет ли государство ввести пособие по бедности, кому его надо платить и какова должна быть сумма, чтобы она имела смысл для человека. «Простите, а как это сочетается с налогом на тунеядство?» Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании «ПФ «Капитал»: — Это возможный подход к решению обостряющейся проблемы бедности. Процесс впервые за долгий период грозит быть продолжительным. Но важно понимать: это порождает иждивенческую модель поведения, что хорошо видно на примере Европы. Если пособия хватает, то и работать незачем. Также не всегда удается точно выделить тех, кто недополучает доход, — возможно, человек просто трудится в теневом секторе и не так уж мало зарабатывает, а вы будете ему еще сверху платить пособие. Понятно, за счет кого — того, кто честно трудится «в белую». А у нас, так же как и на юге Европы, есть проблема с теневым сектором. Озвученные Минтруда цифры в 30 миллионов неформально занятых производят впечатление — правда, есть вопросы к тому, как эти цифры были получены и о чем там на самом деле речь. В этих условиях само измерение бедности может оказаться нерепрезентативным, поскольку есть очень много людей, чей доход статистика не в состоянии достоверно оценить. В результате эта поддержка может оказаться бесполезной, поскольку она по природе своей должна быть адресной, а наше государство вообще плохо умеет оказывать адресную поддержку. Второй момент — простите, а как это сочетается с налогом на тунеядство, который призван обложить взносами тех, кто официально не декларирует свои доходы, но работает? И каким образом государство собирается сопрягать две эти странные инициативы? Может получиться так, что эти две категории — те, кто подпадает под господдержку по бедности, и то, кто должен заплатить налог на тунеядство, — будут пересекаться. В моем понимании, это будет очередной большой провал социальной политики. Хотят простимулировать нормальную занятость и побороть бедность. А получится, что человеку заплатят субсидию, а потом заберут ее через налог. Вот радость-то! Можно не сомневаться, что спонсорами всего этого «праздника» будем мы с вами. Ведь эти меры нуждаются в администрировании, здесь куча работы для бюрократического аппарата. При любом раскладе его содержание ляжет дополнительной нагрузкой на население. Цены на нефть падают, и основными источниками для увеличения доходов бюджета становятся те, которые можно найти в наших с вами карманах: увеличить налоги, подрезать субсидии, не индексировать пенсии и маткапитал и так далее. «Субсидии — часть социалистической экономики, которая уже доказала свою низкую эффективность» Кирилл Яковенко, аналитик КГ «АЛОР»: — Вопрос помощи малоимущим нужно ставить по-другому: согласны ли вы лично, из своих средств помогать другим семьям, с двумя и более детьми и одним работающим родителем? Потому что вся бюджетная помощь формируется в конечном счете из налогов, которые платим мы с вами, и неправильно думать, что эти деньги берутся из каких-то источников, к нам отношения не имеющих. Субсидии — это часть социалистической экономики, которая в целом уже доказала свою низкую эффективность. Субсидии, особенно наличными деньгами, приводят к росту инфляции, к пассивности населения и предпринимателей, негативно сказываются на экономическом росте в долгосрочной перспективе. Гораздо полезнее было бы дать людям нематериальные стимулы работать, менять место работы, зарабатывать, пользоваться социальными лифтами. Иначе получается, что предприимчивые, зарабатывающие домохозяйства должны отдать часть заработанного тем, кто таких усилий предпринимать не хочет, — это уничтожает мотивацию первых. «Записать в нуждающиеся можно треть населения страны» Руслан Абрамов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Плеханова: — Уровень проработки подобных предложений, мягко говоря, сырой. Из каких источников это будет происходить — за счет возможного сокращения других статей расходов или введения еще какого-либо налога — неясно. Тема пособия по бедности претендует на такой же бурный резонанс, как и тема «налога на тунеядство», который на поверку оказался и не про тунеядство вовсе. Думаю, что только обсуждение критериев нуждаемости займет не один год, так как это и есть самое основное. Насколько я понимаю, получателями помощи вряд ли буду пенсионеры, поскольку они получают и пособия, и региональные надбавки. Хотя нуждающихся, наверное, больше всего среди тех, кто получает социальные выплаты. Основная категория нуждающихся — это семьи с детьми до 16 лет. Но по такой схеме треть населения страны можно записать в нуждающиеся. Размер пособия должен быть не менее двух МРОТ. Иначе смысл пособия теряется, как и у пособия по безработице, которое вроде есть, но реально никому не нужно, потому что его уровень все равно не позволяет существовать. «Денег в бюджете на пособия нет и не предвидится» Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»: — Предложение в теории хорошее, но пока выглядит как популистское. Денег в бюджете на это нет и до 2019 года не предвидится, на что обращают внимание и в самом Минфине. К 2019 году, по всей видимости, Минфин рассчитывает, что мировые цены на нефть вернутся к уровням, при которых бюджет будет как минимум бездефицитным. А так как в 2018 году пройдут президентские выборы, не исключено, что для привлечения дополнительных доходов в бюджет будут приняты непопулярные меры в виде повышения, например, пенсионного возраста. Возможно, повысят НДФЛ, либо введут прогрессивную шкалу этого налога, или будет повышен НДС — вариантов много. А затем нужно, чтобы Дума одобрила сокращение расходов на какие-то отрасли, государственные программы либо группы населения ради малоимущих. Но в Думе вряд ли пройдет такое предложение, тем более что понятие «малоимущий» и «нуждающийся» — очень растяжимое. Поэтому такая идея может быть внедрена очень нескоро. По всей видимости, Минфин планирует поддержать малоимущие семьи, в которых двое и более детей, а работает только один родитель. Но пособие только для такой группы может вызвать недовольство других, например пенсионеров, особенно одиноких, а также людей с ограниченными возможностями. Полагаю, что размер такого пособия должен быть сравним с размером средней пенсии по старости. Не исключено, что это может быть какая-либо помощь продуктами или одеждой. Однако наши граждане предпочли бы, скорее всего, денежную выплату. «Такие возможности могут появиться при выходе на экономический рост» Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: — Сейчас у бюджета нет возможности вводить дополнительные пособия — наоборот, соцвыплаты замораживаются. Такие возможности гипотетически могут появиться либо при выходе страны на экономический рост, либо при перераспределении расходов государства в сторону социальной сферы. Сумму рассматриваемого пособия нужно рассматривать независимо от величины МРОТ, который сейчас составляет 7 500 рублей. Ведь речь идет не об оплате труда, а о поддержке минимально необходимого потребления. Поэтому критерием нуждаемости может выступать доход менее прожиточного минимума. «Сотни миллиардов рублей из ниоткуда не возникнут» Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital: — Эта идея — не более чем заискивание перед беднеющим населением. Государство не готово справляться с текущими соцобязательствами, не говоря уже о дополнительных. Сотни миллиардов рублей из ниоткуда не возникнут. Параллельные проекты соцподдержки незащищенных слоев населения, такие как продовольственные карточки, пока не реализованы, и вопрос — случится ли это. Поэтому нет и возможности рассуждать на эту тему более конкретно. «Трудоспособных граждан ни в коем случае нельзя включать в число лиц, имеющих право на пособие» Даниил Кириков, управляющий партнер Kirikov Group: — Столь масштабные программы социальной помощи по плечу лишь развитым экономикам со сложной структурой. Сомнения вызывает и способность российских чиновников выработать объективные критерии оценки того, насколько человек относится к числу нуждающихся (размеры прожиточного минимума в России являются наглядным тому подтверждением). Если бы экономика позволяла провести подобную реформу, правом на получение пособия могли бы пользоваться трудоустроенные граждане, содержащие большое количество иждивенцев или имеющие доходы, не позволяющие им без ущерба для семейного бюджета приобретать товары длительного пользования (например, бытовую технику). Также действие этой программы можно было бы распространить на пенсионеров, имеющих длительный трудовой стаж, но получающих выплаты на уровне федерального прожиточного минимума для трудового населения. Трудоспособных граждан, не имеющих проблем со здоровьем и не состоящих на бирже труда, ни в коем случае нельзя включать в число лиц, имеющих право на пособие: это гарантированно обернется ростом социального иждивенчества и дискредитирует саму идею выплат. Критерии нуждаемости следовало бы привязать к денежному выражению бедности. Последнее должно означать, что доходы человека или семьи дают ему возможность покупать продукты и одежду, но ограничивают в приобретении бытовой техники или аналогичных товаров. Оптимальный размер пособия было бы разумно привязать к уровню реальных доходов и стоимости жизни в каждом регионе. «Сложно представить, что Минфин решит увеличить нагрузку на бюджет» Павел Салас, региональный директор eToro в России и СНГ: — В нашем законодательстве достаточно четко прописаны всевозможные выплаты, которые могут получать различные граждане. Другой вопрос — насколько четко функционирует этот механизм на деле. Сложно себе представить, что в нынешнее сложное для экономики время Минфин решит увеличить нагрузку на бюджет: ведь даже на такую важную часть выплат, как пенсии, не находится достаточно денег. «Ресурсы можно будет найти в расходах силовиков» Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center: — Пособие по бедности — недостающий элемент, добавление которого сделало бы российский бюджет еще более социально ориентированным. Расходы на поддержку незащищенных групп населения не должны и не могут вызывать серьезной полемики о том, стоит их вводить или нет. Вопрос в том, какие установить критерии, кому эта помощь необходима, как обеспечить максимальную прозрачность и предельно сократить коррупционную составляющую. Ведь в России льготами пользуются и те, кому они не положены. Получателями пособий должны стать незащищенные слои населения, которые в силу обстоятельств не могут обеспечить минимально необходимый уровень жизни (потеря кормильца, многодетные семьи с одним родителем). Ресурсы можно будет найти в расходах силовиков, после решения задач по повышению обороноспособности страны. По оценкам Счетной палаты, в 2016 году величина неэффективных расходов бюджета может превысить полтриллиона рублей. Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru P. S. Анекдот в тему: Идет совещание в правительстве. — Нам, пожалуй, стоит ввести в стране пособие по бедности. — В какой сумме? — При чем здесь сумма? Это же брошюра.