Первое за 15 лет падение выручки Apple: срочно нужна новая революция
МОСКВА, 26 окт – РИА Новости. Антон Поляков. Во вторник компания Apple обнародовала результаты своего 2016 финансового года, который закончился 24 сентября. Главный итог – общее падение продаж всех продуктов и снижение доходов на 9% в сравнении с показателями прошлого года. Отрицательная динамика фиксируется уже третий квартал подряд, что в новейшей истории компании происходит впервые, если не считать результатов второго квартала 2013 года. Но тогда снижение было единичным и формальным – менее 1%. Продажи основных продуктов Apple в четвертом квартале 2016 финансового года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года В четвертом квартале спад идет по всем трем основным продуктовым направлениям компании. И если считать продажи в деньгах, то цифры будут еще более грустными. Например, если в штучном выражении iPhone было продано лишь на 5,3% меньше, то в финансовом плане падение составило 13%. Наибольшее падение продаж в денежном выражении наблюдалось в Китае —30%. На двух североамериканских континентах Apple потерял 7%. На самом быстрорастущем азиатском рынке —1%. Рост был только в Японии (+10%) и Европе (+3%). Единственное направление, где компания прогрессирует, – это сервисы. За четвертый квартал Apple получила тут 6,3 миллиарда долларов дохода, что на 24% больше чем годом ранее. Впрочем, на общем фоне сервисы – малозначительный показатель, сравнявшийся лишь с уровнем продаж компьютеров и ноутбуков Если сравнивать продажи в 2016 финансовом году с 2015 годом, падение становится еще более заметным. Продажи основных продуктов Apple в 2016 финансовом году в сравнении с 2015 годом В штучном выражении iPhone теряет 8,3%, 17%, а 10,7%. И это при том, что летний прогноз исследовательской компании Gartner предполагал семипроцентный рост рынка смартфонов в этом году, что документально подтверждалось общим ростом в первом и втором кварталах. "Главный фактор риска для Apple – зависимость от iPhone" — комментирует ситуацию Дмитрий Рябинин, руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru . "Этот продукт делает 60% выручки, и любые изменения в данной категории напрямую влияют на общее положение дел. В последнее время в Китае и еще ряде регионов усилилась ценовая конкуренция, поэтому снижение доли Apple ожидаемо Индикатором реального положения дел будут рождественские и новогодние продажи. Если они пройдут успешно, то для Apple есть еще несколько лет запаса прочности. Если же негативная динамика продолжится, то Тиму Куку пора ускориться и предложить покупателям что-то более завлекающее, чем просто эволюционный iPhone" — резюмирует эксперт. Не продажами едиными С технической точки зрения тоже наблюдаются проблемы. И если по части производительности многие экспертные издания однозначно присуждают победу iPhone 7, то экран с относительно низким разрешением и технологией так или иначе уступает современным AMOLED матрицам от Samsung . Причем попытки перехода на AMOLED Apple так и не увенчались успехом. Не все гладко и со временем автономной работы. Например, эксперты английского издания Which ? в своих тестах установили, что время серфинга по сети через 3 iPhone оказалось примерно на 10% меньше, чем у Samsung Galaxy А по длительности разговора iPhone 7 и вовсе вдвое уступил ближайшим конкурентам в лице Samsung Galaxy По сути, мы сейчас наблюдаем, что яблочная сказка двухтысячных превращается в обычную компанию с сопутствующими проблемами и неудачами. Главное, чтобы не было возврата в 80-90-е, когда у Apple были очень серьезные проблемы на фоне IBM, Microsoft и прочих конкурентов. Я не исключаю такой перспективы в горизонте 5-10 лет, но надеюсь на лучшее" — говорит Дмитрий Рябинин. Прогноз неутешительный В своих собственных прогнозах на первый квартал 2017 финансового года, куда попадут рождественские распродажи, Apple ожидает рост от 0,1% до 2,8% в сравнении с прошлогодним периодом. С учетом того, что на днях должны состояться анонсы новых , которые радикально не обновлялись несколько лет, можно констатировать, что компания ожидает продолжения падения в других категориях. Эксперты тоже смотрят на положение дел скептически: " Очевидно, что нужны новые ниши, но с ними все сложно — часы провалились, другие категории тоже снижаются. Безусловно, обновление Mac и Watch принесет позитив, но на фоне iPhone пока это незначительные объемы в выручке. Автомобиль или что-то альтернативное было бы правильным шагом в развитии компании. Ставки высоки, все ждут чуда, и это дополнительное давление на Apple. Не уверен, что команда Кука готова к такому. История с часами показала, что не все так прекрасно в Купертино, как кажется фанатам бренда" — резюмирует Рябинин. Глава Apple Тим Кук на встрече с сотрудниками демонстрирует миллиардный iPhone При этом сама компания оценивает результаты деятельности со странным воодушевлением. "Наши уверенные результаты за квартал, завершившийся в сентябре, подводят итог 2016 финансового года, ставшего очень успешным для Apple", — цитирует пресс-служба главу корпорации Тима Кука. "Мы в восторге от реакции пользователей на iPhone 7, iPhone 7 Plus и Apple Watch Series 2, а также от невероятных показателей нашего бизнеса сервисов, в котором рост выручки составил 24%, установив абсолютный рекорд" — говорит Кук. Подобные заявления делаются не только на фоне мрачных результатов деятельности компании в прошедшем году, но и с учетом наметившейся стагнации мирового рынка смартфонов. Apple срочно нужна революция, подобная той, которую они провернули дважды в новой истории компании, выпустив сначала iPod, а затем iPhone. Правда, в те времена конкуренция на рынке электроники была в разы слабее, а у руля компании стоял Стив Джобс. Похоже, что именно сейчас потенциал его идей начинает окончательно иссякать, а новых, увы, пока не видно.