Войти в почту

Президенты Ирана добираются на работу на столичном метро

Вот такой диалог может состояться в метро Тегерана: «Уважаемый, отойдите, пожалуйста, на пять метров в сторону». — «Почему?» — «Тут могут стоять только женщины». В подземке иранской столицы места для слабого и сильного полов жестко разграничены уже на платформах, и за соблюдением порядка следят полицейские. Поезд вскоре подошел, и в нем первые два вагона оказались с желтой маркировкой «Только для женщин». Что интересно, мужскими вагонами девушки при желании пользоваться могут, а вот кавалерам к дамам, согласно исламским законам, вход воспрещен.Изначальный проект строительства метро в столице Ирана был разработан еще до Исламской революции 1979 года. Однако последующие события, война с Ираком надолго задержали пуск первой линии. Она открылась только в 1999 году (официально в 2000), а через 17 лет этот вид транспорта, на чье строительство потратили 2 миллиарда долларов США, стал основным в 20-миллионном городе. Начинали делать подземку французы в 1978 году, но в 1982-м контракт был разорван и строительство официально прекращено. Потом контракт планировали передать России — ну а закончили строительство, конечно же, китайцы. Впрочем, китайские строительные компании до сих пор активны на рынке сооружения новых станций и туннелей в иранской столице. Здесь и западные санкции помогли китайцам. Ну а мы зато строим атомные электростанции в Иране. — Да у вас в Москве пробки — полная ерунда, — пренебрежительно машет рукой Мохсен Ахмади, сотрудник прессслужбы мэрии Тегерана. — Вот в нашей столице на работу добираться — уже давно полный кошмар. В каждой семье по две-три машины — бензинто стоит копейки. Не только утром и вечером, посреди дня на дорогах царит чудовищное столпотворение. Сейчас мы понемногу переучиваем людей пользоваться общественным транспортом, объясняя — послушайте, автомобиль далеко не признак крутизны или престижа, а лишь создание вам дополнительных проблем и пустая трата времени. Даже бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад подавал пример, добираясь на работу на общественном транспорте — в метро и на автобусе. Власти держат цены на проезд как можно ниже, чтобы мотивировать людей отказаться от путешествий в офис на машине. Пока борьба идет медленно, но мы побеждаем. Стоимость билета в метро Тегерана — 5000 риалов, или примерно 10 российских рублей. Если покупать карточку предоплаты сразу на множество поездок, цена будет на треть ниже. Просторно, работают кондиционеры, имеются лифты для подъема наверх особо нетерпеливых пассажиров и инвалидов с ограниченной подвижностью. Главный, пожалуй, минус — по вагонам, словно у нас в пригородных электричках, ходит огромное количество бродячих торговцев. Продают все — дешевые мобильные телефоны, палки для селфи, газированную воду и пирожки, подсовывая товар прямо под нос: довольно быстро такое поведение начинает утомлять. А вот нищие отсутствуют — если на продавцов всякой мелочи полиция закрывает глаза, то попрошаек убирает сразу. Ветки протянуты весьма далеко — можно уехать в пригороды Тегерана, например в Кередж, в котором, к слову, проживают почти два миллиона жителей, но на стоимость билета это не влияет. — Мы планируем и далее строить линии метро, — говорит Сулейман Камири, сотрудник аппарата парламента Ирана. — Ведь это решает не только транспортную проблему в крупном городе, но также и вопросы с занятостью населения — Иран, как и Россия, экономически пострадал от снижения цен на нефть. Чем больше наших граждан будут вовлечены в строительство, тем выгоднее для иранской экономики. В марте текущего года мы ввели в действие линию, по которой без проблем можно доехать из центра города прямо в терминал международного аэропорта Тегерана. А всего протяженность нашего метро — 178 километров. Это в два раза меньше, чем в Москве, но мы постараемся подтянуться к вашему уровню. Если суммировать протяженность действующего метро столицы Ирана с протяженностью строящихся линий, то вскоре она достигнет 430 километров. Кстати, не все линии тегеранского метро подземные. Так, линия № 5 отличается тем, что все ее станции находятся над землей и пассажиры могут обозревать ландшафт. В прошлом году во время визита в Москву мэр Тегерана Мохаммад-Багер Галибаф высказался за участие российских компаний в тендерах на строительство новых участков метро. Между тем когда-то Иран заказывал вагоны для своей подземки на петербургском предприятии «Вагонмаш». В 1995 году их даже собрали: но, увы, нас обошли китайцы, протолкнувшие свой проект. В результате Тегеран катается в вагонах КНР, а несостоявшиеся «иранские» вагоны служат на Люблинско-Дмитровской линии. Хотя все иранские чиновники, побывавшие в столице РФ, говорили мне — «завидуем московскому метро… хорошо бы поучиться у вас опыту». Думается, мы и сами были бы не против. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Заплатил налоги, спишь спокойно? А мы все же проверим Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Но именно в налогах во многом кроется залог благополучия граждан. Вы владеете имуществом — значит, должны платить. Как и сколько платят в двух очень разных странах (далее...).

Президенты Ирана добираются на работу на столичном метро
© Вечерняя Москва