«Чертова пятница»: насколько «черным» станет день распродаж в России?

Полезно знать: глобальная ночь распродаж впервые прошла в США в 1966 году, ежегодно с нее начинается традиционный сезон предрождественских распродаж. В нашей стране «пятница» проводится не так давно, однако уже оказалась в центре скандала. Компании и торговые ассоциации не могут поделить права на этот бренд. Несмотря на это, распродажа в этом году состоится: начнется 24 ноября (для онлайн-распродаж), а физически (для всех) стартует 25 ноября в 00:00. Скидок стало меньше Россияне привыкли, что в удачные дни в магазинах можно получить неплохие скидки на товары по акции, или даже приобрести товары по суперсниженным ценам, если магазин ликвидируют (в период кризиса и снижения доходов это не такая уж и редкость). Последние соцопросы показывают, что ситуация с потреблением немного, но начинает восстанавливаться. Сбербанк (точнее, его инвестиционная «дочка» Сбербанк CIB) подсчитала «индекс потребления Иванова». Банк сам придумал индекс, назвав его самой стереотипной русской фамилией. Так вот, данные III квартала 2016 года показывают, что «охота за ценами» у Ивановых ослабевает. Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась до 44% по сравнению с историческим максимумом 47%, достигнутым во II квартале 2016 года. Ритейлеры в свою очередь быстро отреагировали на данные Росстата о стабилизации доходов населения и стали проводить меньше промоакций. А заодно повысили цены. Авторы «индекса Иванова» отмечают: На общем фоне выделяется «Лента»: мы отметили, что увеличилось число респондентов, которые посещают магазины этой сети ради промоакций (возможно, это реакция на агрессивные акции, которые компания проводила в сентябре, празднуя свой юбилей). Когда снижается количество акций в магазинах, «черная пятница» может стать хорошим выходом для рачительных россиян. На что рассчитывать? Большинство россиян привыкло к практике повышения цен в магазинах «до небес», чтобы потом поставить ценник «со скидкой». В итоге этих нехитрых уловок товар предлагается также иногда по более высоким ценам, чем в обычные дни. Именно поэтому: Перовое правило покупателя – «готовься к пятнице заранее». Желательно за месяц! Важно промониторить цены на интересующий товар до глобальной распродажи. А потом буквально за 2-3 дня. Если товар вдруг подорожал, значит, в этом магазине готовятся к махинациям с ценой. Второе правило покупателя – «возьми с собой определенную сумму и не позволяй себе тратить больше, чем запланировано». Продавцы реагируют на это – видя, что «фокус» с ценами не проходит из-за ограниченного бюджета, они могут и пересмотреть цены на товары. Третье правило покупателя – «не забывай про утро следующего дня». Цены на многие товары могут остаться со скидками, но ажиотажа не будет. Продавцы потирают руки Главными выгодоприобретателями «черной пятницы» становятся ритейлеры. С одной стороны, это событие фокусирует внимание массового покупателя и стимулирует его на совершение покупки именно в этот день. С другой – позволяет разгрузить склады и получить хорошую выручку для того, чтобы сделать новую закупку. В этом уверен управляющий директор «БКС Ультима» Виталий Багаманов: Если говорить о западной практике, там люди действительно ждут этого дня, чтобы существенно сэкономить и именно поэтому все помнят сюжеты о том, как покупатели буквально бьются за товары в точках продаж, устраивают давку. В России большинство ритейлеров предпочитают использовать данный повод в большей степени как маркетинговую уловку, поднимая цены перед «черной пятницей» и даже с учетом скидки продавая их по цене, которая мало отличается от первоначальной. По словам гендиректора Criteo в России Эмина Алиева , в период распродаж в 2015 году торговые площадки показали уверенный рост и больший интерес со стороны потребителей, чем в обычные дни. Компания Criteo проследила за активностью покупателей в этот период и выяснила, что: - количество посетителей интернет-магазинов выросло на 27%; - количество заказов увеличилось на 57%; - конверсия в данный период возросла на 24% по отношению к остальным дням ноября; - 89% составил рост в «черную пятницу» 27 ноября 2015 года по отношению к обычным пятницам месяца. Все бы хорошо – показатели достойны того, чтобы за них побороться – однако в 2016 году на фоне «черной пятницы» разразился скандал в ритейловом мире. Овчинка стоит выделки В России «черные пятницы» появились в 2013 году. В онлайн-сегменте ее проводил «Блэк Фрайдэй». Компания предоставляла площадку для продавцов. По информации «Блэк Фрайдэй», в 2015 году в акции приняли участие 300 продавцов, которые представили около 150 тыс. наименований и услуг со скидками до 90%. Объем продаж в 2015 году превысил 200 млн рублей. Однако в 2016 году Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) решила составить конкуренцию «Блэк Фрайдэй», один из членов которой – «М-Видео» – оспорил эксклюзивные права на использование понятие «черная пятница». Роспатент отказал. Но АКИТ намерен провести свою «пятницу» 24-25 ноября. Спор пока не окончен и дело, скорее всего, дойдет до ФАС. «Раскол» рынка Black Friday имеет положительные последствия для ритейлеров, покупателей и рынка в целом, считает Эмин Алиев. Во-первых, АКИТ – это некоммерческая организация, а значит, можно быть уверенным в том, что организаторы будут пристально следить за тем, чтобы не было «искусственных скидок» и накруток, также АКИТ старается исправить ошибки аналогичных распродаж прошлых лет. Во-вторых, АКИТ, как коммерчески незаинтересованная организация, будет продвигать, в первую очередь, интересы ритейлеров. По словам Алиева, «сейчас каждый ритейлер может добавить около 250 товарных позиций. Есть гарантия, что продукты, заявленные со скидкой в 70-80-90%, действительно будут, а потребители не столкнутся с «пустым экраном» и ссылками, через которые невозможно никуда перейти». Как быто ни было, пока продавцы «ссорятся», у покупателей есть время хорошо подготовиться к «черной пятнице». Ольга Орловская

«Чертова пятница»: насколько «черным» станет день распродаж в России?
© Рамблер