Войти в почту

Индекс потребительской уверенности населения в России вырос на 7%

Россия покинула тройку европейских стран с самым низким индексом потребительской уверенности населения. Этим индикатором меряют экономический и финансовый оптимизм граждан. Худшим этот показатель остался в Греции, а лучший он в Финляндии. Об этом говорится в материалах Росстата, в которых также приводятся сведения из электронной базы данных европейского статистического ведомства - службы Евростат. 528 рублей составила средняя сумма покупок россиян за один поход в магазин в сентябре Индекс потребительской уверенности выводят раз в квартал на основе пяти индикаторов. Они показывают, что граждане думают об уже случившихся изменениях в экономике и своем материальном положении, чего ожидают в будущем. Учитывается и степень благоприятности условий для крупных покупок. Оценку этому дают и сами граждане. Итог выводится из среднего арифметического этих индикаторов. "Он может быть положительным и отрицательным. Значение ниже нулевой отметки отражает, что пессимистично настроенных граждан по отношению к экономике и личному материальному положению больше, чем оптимистов", - поясняет доцент кафедры экономической социологии департамента социологии НИУ "Высшая школа экономики" Диляра Ибрагимова. Если же значение индекса положительное, то все наоборот. Страны Европы, которые могут похвастаться "потребительским оптимизмом", можно пересчитать по пальцам. Финляндия, Швеция, Люксембург, Мальта, Дания, Ирландия, Нидерланды - вот и весь список. Зато "пессимистов" предостаточно. Показатель Болгарии - минус 26,8 процента, Хорватии - минус 24,4. Греки вообще в "глубоком подполье" - минус 70,1. Россияне в этом смысле где-то посередине. За третий квартал индекс потребительской уверенности у нас успел подняться на семь процентных пунктов - с минус 25,8 процента до минус 18,9 процента. В результате Россия выбыла из тройки стран с самым низким показателем и переместилась на пятое место. В Росстате эти изменения объясняют "положительной динамикой всех компонентов индекса". Наиболее высокую оценку участников опроса (5,1 тысячи человек по всей стране) получили уже случившиеся изменения в экономике и личных финансах, а также условия для совершения крупных покупок. По поводу перспектив люди высказывались более сдержанно. Что думают об этом эксперты? "Судя по значению индекса Росстата, - говорит Сергей Голодов, доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова, - тенденция заключается в том, что большая часть населения все еще испытывает пессимизм в отношении экономики и личных финансов, но в рамках этого пессимизма существует некоторое движение в сторону оптимизма". Однако сам индекс, конечно, субъективен, добавляет эксперт. "Люди излагают свое внутреннее ощущение, а человеческая психика подвержена большой инерции и даже положительные изменения воспринимает с запаздыванием", - констатирует Голодов. Индекс потребительской уверенности в нашей стране рассчитывается с 1998 года. В плюсе он с тех пор был не больше 3-5 раз. Последний такой пример - III квартал 2008 года, то есть перед самым кризисом. "Тогда индекс потребительской уверенности был немного выше ноля, то есть доли, условно говоря, "пессимистов" и "оптимистов" в отношении экономики оказались примерно равны, - вспоминает Ибрагимова. - Потом был резкий спад весной 2009 года - на самом пике кризиса, но уже в конце 2009-го - начале 2010-го индекс стал восстанавливаться. Во второй половине 2014 года все снова полетело вниз".По сравнению с III кварталом 2015 года в этом году индекс снова немного подрос. Но по итогам года может быть небольшой спад, прогнозируют эксперты. За 18 лет индекс потребительской уверенности в России в плюсе был не больше трех-пяти раз Между тем начало осени ознаменовалось резким оживлением потребактивности, отмечают эксперты исследовательского холдинга "Ромир". Россияне по итогам сентября увеличили свои расходы сразу на 4,8 процента. А годовой рост ежедневных трат в 6,3 процента оказался почти равен накопленной за период инфляции. Такого потребительского рвения не наблюдалось уже давно. Рост показали все регионы, но особенно Центральный во главе с Москвой. Расходы выросли во всех типах городов, но особенно в пятисоттысячниках. Среди доходных групп выделяется средний класс, который сменил стабильную экономию на повышенные расходы и в разрезе месяца, и по сравнению с 2015 годом. Россияне возвращаются в магазины. Об этом свидетельствует и внезапно оживившийся средний чек - сумма, которую тратят жители страны за один поход в магазин. После более чем полугодичного пребывания на отметках трехлетней давности чек в сентябре резко прибавил 7 процентов - до 528 рублей. Как подчеркивают в холдинге "Ромир", чек вырос в сентябре во всех торговых каналах. Лучшие показатели роста продемонстрировали гипермаркеты, где показатель неуклонно падал с начала года. В сентябре же в них чек прибавил сразу на 11,3 процента. Однако вернуться к высоким показателям ему пока не удалось - он лишь отыграл провал августа. По году ситуация выглядит не столь радужно. По сравнению с сентябрем 2015-го средний чек потерял 3,1 процента, сократившись с 545 рублей. А два года назад он был 555 рублей. Ситуация со средним чеком оставляет желать лучшего, что неудивительно на фоне падения доходов.

Индекс потребительской уверенности населения в России вырос на 7%
© Российская Газета