Не до жиру: регионам надо закреплять ответственных за каждым инвестором
В регионах России сегодня необходимо выстроить личностное взаимодействие с существующими инвесторами и закрепить за ними чиновников для оперативного решения проблем. Вторая задача региональных властей, направленная на повышение инвестиционного климата, — поддержка малого и среднего бизнеса. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал экономический эксперт, стоящий у истоков создания Фонда поддержки предпринимательства Ставропольского края, депутат Думы Ставропольского края пятого созыва Сергей Сауткин. «У нас на сегодня сложилась специфичная ситуация, исходя из мировых и федеральных тенденций: субъекту нужно больше внимания уделить поддержке существующего бизнеса на своей территории», — заявил специалист в экономике. По его словам, инвестиции на сегодня понятие сложное, потому что иностранный капитал в значительном объеме перестал инвестироваться. Иностранный инвестор, в основном, вкладывает средства в практически не рискованный бизнес в проверенных территориях. «Сейчас идет разговор о перераспределении инвестпотоков страны. Идет возврат российского капитала, который теперь должен вкладываться в новый бизнес», — считает Сауткин. По его словам, в России есть крупные инвесторы, которые думают, куда направить капитал. Проще получить такого инвестора тем регионам, которые подтвердили репутацию инвестиционно привлекательных. Другим регионам сложно привлечь инвестора, если у него нет логистических или иных специфических причин вкладывать средства в бизнес этого региона. «Если появляются такие предложения, за них надо хвататься и вести в ручном режиме. К новому инвестору буквально надо прикреплять ответственное лицо в правительстве, которое будет днем и ночью с ним работать. Причем, это должен быть госслужащий, занимающий достаточно высокий пост, чтобы оперативно решать любую проблему», — высказал мнение эксперт. Но это в лучшем случае, если появляется новый инвестор. На сегодня задача регионов сделать так, чтобы не ушел уже существующий инвестор. Чтобы сохранить инвесторов, необходимо наладить с каждым из них личностное взаимодействие или также закрепить за ними ответственных чиновников, считает он. Оценивая значимость мер мотивации региональных управленческих команд, занимающихся улучшением инвестклимата, эксперт назвал эффективной меру возврата региону части налогов, перечисленных в федеральный бюджет. «Я сторонник системы, при которой часть налогов оставляли бы у себя в бюджете не только регионы, но и муниципалитеты. Сегодня в сельских образованиях бюджетов почти нет. Они полностью зависят от субсидирования регионов и РФ. Чтобы инвестклимат мог развиваться на уровне сельсоветов, должны существовать группы налогов, которые будут зачисляться в местные бюджеты», — высказал мнение эксперт. Он добавил, что на уровне муниципалитетов можно оставить налоги от торговой деятельности и производства. Сауткин сдержанно оценивает меру финансирования мероприятий, связанных с совершенствованием регионального инвестиционного климата: «С моей точки зрения, выделять финансовую поддержку необходимо, но объем средств должен регулироваться не по итогам освоения этих средств, а по другим критериям. В их числе, как распределение средств повлияло на объем налогов в бюджет региона, на создание рабочих мест, как изменился объем инвестиций в основной капитал. Причем, проверка должна быть тщательной, чтобы совпадали данные, предоставленные в Минэк, финансовая и налоговая отчетность предприятий». Эксперт также считает, что должна быть выстроена такая система, которая позволит проверить работу предпринимателей и региональных властей с тем, чтобы понять, как перераспределять средства между регионами на следующий год. Сауткин приветствует комплекс методов поощрения членов наиболее эффективных региональных управленческих команд в виде специальной премии правительства РФ, грамот, благодарностей и включения в резерв управленческих кадров, находящийся под патронажем президента РФ. Но такие меры стимулирования должны иметь четкий критерий оценки. При этом, основной стимул — это не финансы, а кадровый вопрос. Эксперт поощряет финансирование профильных российских образовательных программ для членов наиболее эффективных региональных управленческих команд и их стажировок за границей. «Программы должны постоянно видоизменяться, пересматриваться и дополняться. Они должны присутствовать не только для тех, кто уже чего-то достиг, но и для растущих кадров», — отметил специалист в экономике. По его мнению, следует разграничить образовательные программы: более дорогостоящие со стажировками за границей для тех, кто демонстрирует высокие показатели, а возможность получить базовые знания для тех, кто на первичной стадии. Говоря о критериях оценки успешности деятельности региональных управленческих команд по повышению инвестиционной привлекательности, увеличение региональной налоговой базы эксперт посчитал слишком широким критерием, не являющимся показателем эффективности работы управленческой команды. В большей степени этим критерием можно назвать увеличение количества новых высокопроизводительных рабочих мест, «потому что появление новых предприятий, безусловно, зависит от работы управленческой команды». В стране можно насчитать не более десяти регионов, демонстрирующих динамику роста производственных мощностей. Темпы снятия административных барьеров, совершенствование законодательства и правоприменения — это один из основных показателей эффективности работы управленческой команды региона, считает Сауткин. Он отметил, что если в Ставропольском крае на запуск производственного бизнеса уходит до года, то, к примеру, в Татарстане это занимает порядка двух месяцев. Для бизнеса потеря такого количества времени очень существенна. Спикер не считает показательным такой критерий оценки эффективности деятельности региональных управленческих команд, как динамика положения региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. «К рейтингу, методике я отношусь со скептицизмом. Рейтинги составляются людьми, которые могут учитывать разные параметры, применять разные значения. Я считаю, что должна быть единая методика на федеральном уровне», — высказал мнение специалист в области экономики. Национальный рейтинг является определенным критерием, но нельзя сказать, что он имеет прямую направленность по показателю эффективности деятельности управленческих команд регионов по повышению инвестиционной привлекательности субъектов, добавил Сауткин. Напомним,, ИА REGNUM совместно с Центром развития регионов и поддержки приоритетных проектов запустило проект «Стань участником Госсовета». Эксперты высказывают свои предложения в преддверии заседания Госсовета по вопросу эффективности работы управленческих команд регионов по повышению инвестиционной привлекательности субъектов РФ.