Долгом себе не поможешь: Медведев поставил новую задачу правительству

Председатель российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что наша страна не может позволить себе жить в долг, поэтому нам нужно ввести бюджетную консолидацию. Название Медведев считает, что постоянно жить в долг, как это делают многие другие государства, Россия позволить себе не может, поэтому Министерство финансов и предлагает принять политику бюджетной консолидации, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процент ВВП каждый год и постепенно привести наши государственные доходы в соответствие с расходными статьями федерального бюджета. Правительство выучило уроки 1998 года Доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это заявление Медведева о том, что Россия не может себе позволить наращивать долг, отражает желание главы правительства снизить все риски отечественной экономики, которые связаны с долговой нагрузкой. «Если вспомнить историю, то высокая долговая нагрузка, как и раз и приводит государства в состояние несостоятельности. Например, тот самый дефолт России 1998 года стал на практике прямым следствием чрезмерной долговой нагрузки», - резюмирует Хестанов. Во время премьерства Сергея Кириенко в России произошел дефолт Более того, как замечает Хестанов, главный вывод, который в нашей стране вынесли из дефолта 1998 года, заключается в том, что пока долговая нагрузка относительно невелика, ситуация в финансовом секторе остается под полным контролем. Правительство будет сокращать государственные расходы «Причем независимо от того, плохи или хороши дела в экономике, так что, из-за этого Медведев и выступил с этой инициативой, которая означает, что финансировать дефицит бюджета в России нужно не из резервов и не путем увеличения государственного долга, а путем дальнейшего сокращения непосредственных объемов государственных расходов», - констатирует Хестанов. По мнению Хестанова, с точки зрения устойчивости экономики в этом заявлении Медведев абсолютно прав, поскольку этот тезис, на самом деле, является в экономической теории неоспоримой истиной. Снижение госрасходов станет лейтмотивом бюджетной политики правительства «Другой вопрос, что государству сокращать государственные расходы очень и очень сложно, что мы видели на примере событий 2015 года, когда благодаря жесточайшей поддержке сверху удалось добиться сокращения этого показателя на 10 процентов, но, при этом, правительство смогло это сделать только за 10 месяцев», - заключает Хестанов. Все это позволяет Хестанову сделать вывод, что работа по сокращению государственных расходов на деле очень сложное предприятие. Россия находится не в том положении, как ведущие западные страны Что касается ремарок Медведева про «другие страны», то, как отмечает Хестанов, речь здесь не идет о том, что Россия из-за действий западных санкций лишилась возможности получать дешевые деньги из Европейского союза и других западных государств. Доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов «Это все вторично, первичным здесь является то обстоятельство, что у многих западных стран уровень долговой нагрузки в разы, а может быть и в десятки раз больше, чем у России. В частности, у тех же Соединенных Штатов уровень госдолга равняется показателю в 100 процентов по отношению к национальному ВВП, в Германии он замер в настоящее время на отметке в 150 процентов, а в Японии он вообще составляет солидную цифру в 260 процентов. На фоне всего этого российский госдолг выглядит небольшой величиной, но все-таки мы не можем его увеличивать и идти по тому пути, который является нормой для ведущих западных экономик», - резюмирует Хестанов. Хестанов отмечает, что все эти страны имеют одну важную особенность, которая заключается в том, что их национальные валюты, в той или иной степени, являются мировыми резервными, что и позволяет им на сегодня иметь столь большие показатели долговой нагрузки. Резервный статус доллара позволяет США иметь огромный госдолг «Процент использования рубля в мировых расчетах в настоящее время, как говорится, исчезающе мал, поэтому Россия не имеет в наличии такого выгодного и эффективного финансового инструмента», - констатирует Хестанов. Бюджет в России утвержден и расписан на три года вперед Кроме того, здесь нельзя не отметить то обстоятельство, что российский бюджет на ближайшие три года уже принят, причем там есть значительный дефицит бюджета, который пока непонятно, как будет полностью профинансирован, а все расходные статьи привязаны к среднегодовой цене в 40 долларов за один баррель нефти на мировом рынке. Поэтому на сегодня пока не до конца ясно, как без значительного роста цен на нефть , российское правительство сможет свести расходы и доходы бюджета на один уровень без каких-то радикальных и непопулярных шагов. Девальвация рубля – последний инструмент правительства «Привести расходные и доходные статьи бюджета в соответствие между собой можно в очень короткий срок, но все способы на сегодня будут очень болезненными. Например, самый простейший способ – это девальвация национальной валюты, т.е. дальнейшее снижение курса рубля. Дело в том, что в России официально 43 процента доходов бюджета – это средств, полученные от экспорта, причем практически все расходы у нас номинируются в рублях, поэтому в такой ситуации ослабление рубля – это палочка-выручалочка, к которой, возможно, в случае определенных обстоятельств правительству придется прибегнуть», - заключает Хестанов. Другое дело, как считает Хестанов, хоть это на деле очень эффективное лекарство для бюджета, но все-таки очень горькое, поскольку вслед за ослаблением курса рубля, сразу же повысится инфляция в российской экономике. «Именно это обстоятельство и сдерживает применение правительством девальвации рубля в качестве бюджетного лекарства, но, тем не менее, такой резерв у нас есть и в случае заметных бюджетных трудностей, от него нам никуда не деться», - резюмирует Хестанов.

Долгом себе не поможешь: Медведев поставил новую задачу правительству
© ФБА "Экономика сегодня"