Как делают электрички. Экскурсия по Демиховскому машиностроительному заводу
Мастер цеха за работой над тележкой За сколько дней метровые железные листы превращаются в полноценный 240-метровый электропоезд? Почему нельзя устанавливать дополнительные поручни и кресла помягче? Как вагоны перемещаются между цехами? Корреспондент телеканала «360» побывал на Демиховском машиностроительном заводе и увидел весь процесс создания электрички. Цех №1 механосборочный Громко играет русская попса – радиоприемник слышно в каждом углу цеха даже при включенных станках. В помещении работают 20 человек. Здесь детали будущего электропоезда - большие и маленькие – высверливаются, привариваются друг к другу и готовятся к транспортировке в соседние цеха. Опасная металлическая стружка, то и дело разлетающаяся в стороны, может поранить ногу даже через обувь. Именно поэтому все рабочие и мастера цеха стоят на специальных деревянных подставках. Мастер цеха работает над деталью для тележки электропоезда «Самый большой вред у нас бывает от мужчин. Они же как дети - каждому нужен индивидуальный подход», - признается Елена Арнаутова, мастер производства. Насколько автоматизировано производство В сборочном и сварочном цехах мастера в основном работают на станках и обрабатывающих машинах российского производства – токарные, фрезерные, шлифовальные установки. В цехах с обрабатывающими центрами с ЧПУ (числовым программным управлением) австрийского, немецкого и итальянского производства – большая часть работы мастера автоматизирована. «Реакция у девушек на то, что я работаю на заводе, разная. Но в основном их интересует не место работы, а зарплата», - рассказал оператор цеха Александр Щепетков. Александр Щепетков, 26 лет, оператор цеха Что означают буквы и цифры на электропоездах Аббревиатуры – это технические названия поездов согласно ГОСТу. Например, ЭП2Д: «Э» – электропоезд, «П» – пригородный, цифра – указывает на техническое исполнение. Четными цифрами обозначаются поезда постоянного тока, нечетными – переменного. «Д» – последняя буква, это отсылка к производителю. В данном случае за ней скрывается Демиховский машиностроительный завод. Помещение цеха №14. Участок сбора колесных пар Цех № 14 Участок формирования колесных пар Над тележкой и колесными парами трудятся 40 сборщиков и мастеров и 30 стропальщиков, контролеров ОТК, машинистов кранов, распределителей, диспетчеров. «На наших тележках каждый день ездят миллионы пассажиров», - с гордостью рассказывает Дмитрий Савельев, заместитель начальника цеха № 14 по подготовке производства. Одна моторная тележка – это 250 деталей, три мастера, восемь часов. То есть за одну смену собирается одна тележка. Срок службы – 28 лет, гарантийный срок – два года. «У меня настоящая мужская работа, мы же тут не велосипеды собираем, а нормальные серьезные машины! А молодежь идет в продажи – им телефоны интереснее продавать, чем поезда делать», - считает Сергей Новоженин, заместитель начальника цеха №14. Сергей Новоженин, заместитель начальника цеха №14 Как собирается вагон электропоезда Увидеть непосредственно вагон в узнаваемых очертаниях можно только в трех цехах: 40-м (где он непосредственно сваривается), 50-м и 55-м. В 40-м и 50-м цехах – на каждой позиции расписано, какой этап сборки следует за другим. Такой бланк крепится на боковине будущей электрички и называется балансировочная карта. Цех № 40 – сварочно-сборочный. Здесь из больших элементов: пол, боковина и крыша – собирается и сваривается вагон целиком. Отсюда и вплоть до середины цеха № 50, вагон переходит с позиции на позицию на специальных технологических тележках. Участок сборки-сварки боковины и секций крыши кузова Как вагоны перемещаются между цехами Из сварочно-сборочного цеха в главный сборочный конвейер и вплоть до момента покраски вагон переходит с позиции на позицию на специальных технологических тележках. Мастера цеха готовят лакокрасочное покрытие Как выглядят вагоны до и после покраски Цех № 55 – цех окраски. Здесь часть работ выполняется вручную. Например, цикл вспомогательных операций - металл покрывается грунтовкой и шпаклевкой. Технология окраски практически ничем не отличается от автомобильной, поэтому процесс очень похож. Загрунтованный поезд без попадает в дробеструйный цех. Окончательно вагон окрашивается только после финальной сборки, чтобы не повредить краску, и чтобы заказчик мог в последний момент изменить цвет. Мастера смешивают краски и вручную с помощью трафаретов наносят характерные линии и надписи. Кресла для будущего интерьера вагона Как собирают интерьер салона? За внутреннюю красоту и удобство отвечает «Группа интерьера». В ней работают 68 конструкторов: занимаются подборкой цветов, материалов, выполняют 3D-моделирование. Сами элементы интерьера на заводе не изготавливаются. Потолки, окна, двери, поручни – все закупается у различных поставщиков. В поездах ДМЗ мало иностранных компонентов – разве что без электроники европейской или азиатской пока еще не обойтись. Все остальные элементы в основном закупаются в России. После того, как вся интерьерная группа куплена – от освещения до багажных полок, завод осуществляет конечную сборку. Процесс создания тележки Когда вагоны ставят на колеса Обзавестись колесами вагон может практически на финальном этапе. Собранный, но еще не окрашенный вагон поднимается специальным домкратом, из-под него выкатываются технологические тележки и закатываются уже «боевые», на которых он и будет эксплуатироваться. Как проверяют безопасность вагонов Если говорят «вагон готов», значит, он прошел испытательную станцию. На стенде имитируется работа электропоезда, его разгон и торможение. Затем начинается масштабная проверка всех систем и элементов конструкции: от кондиционера до лампочки в тамбуре, открывание и закрывание дверей, работа аварийной системы. Вагоны электропоездов в помещении цеха № 50 Сколько времени занимает производство одного вагона и целого поезда Один вагон поезда ЭП2Д стандартной комплектации собирается за 45-60 дней. В этот срок суммарно укладывается весь процесс – от обработки деталей, начиная с прутков и листов металла, заготовок до уже непосредственно готового вагона. В поезде ЭП2Д – 11 вагонов. За 45-60 дней собирается один поезд: над вагонами работают параллельно. Как выбирают «название» пригородным поездам Собственные имена придумывают позже сами компании-заказчики. Для производителей ближе все-таки технические названия. «Ласточка» для инженера все-таки ЭС2Г. Как поезда защищают от вандализма Материалы постоянно обновляются: влажно-слоистый пластик, например, заменили на стеклопластик. И на том, и на другом можно писать, но второй не портится и отмывается легче. Ради безопасности постарались убрать максимально выступающие части, чтобы невозможно было залезть и проехаться сверху поезда. В Московской области во всех поездах, собранных на ДМЗ, нет ни одного уголка, оставшегося без наблюдения. Машинист наблюдает за салоном, крышей и боковиной электрички. Для каких стран производят электрички на заводе, чем они отличаются от российских Сейчас поезда ДМЗ могут свободно продаваться и передвигаться по всем странам, которые подписали Технический регламент Таможенного Союза о безопасности подвижного состава. Это единое пространство для Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии. Рассматривается возможность поставки и для дальнего экспорта подвижного состава: это Иран и Аргентина. Ирина Журавлева