Кризисная яма: почему торговые центры стоят пустые

Кризис российского рынка недвижимости отрицательно сказался на сегменте коммерческой и торговой недвижимости. Уже ни для кого не является секретом, что чуть ли не половина офисов в нашей стране сейчас пустуют, и их хозяева вынуждены снижать стоимость аренды. Да, иногда заключаются крупные сделки, но это не тенденция, а, скорее, единичные случаи. Все довольно грустно и на рынке торговой недвижимости, которая тоже попала в кризисную яму. Ярким подтверждением этого тезиса служит факт, что всего в регионах на разной стадии строительства находится более 3,4 миллиона квадратных метров качественных торговых площадей, но почти половина из них в настоящее время заморожена. Согласно статистической информации, лидером строительства торговых площадей, без учета замороженных строек, является Курская область — около 200 тысяч квадратных метров. На втором месте расположилась Самарская область — 168500 квадратных метров, а на третьем месте очутилась Свердловская область — там строится 105500 квадратных метров торговой недвижимости. Четвертое и пятое места поделили между собой Ульяновская область и Алтайский край с показателем в 100 тысяч строящихся квадратных метров в каждом из регионов. Но кризис, что называется, налицо. Впрочем, данное развитие событий предсказывалось еще несколько лет назад. Так, примерно четыре года назад, многие аналитики утверждали, что в нашей стране строится несоразмерно много торговых центров. Согласно исследованиям агентства INFOLine, уже в 2012 году в 20 городах страны наступил первичный уровень насыщения рынка торговыми комплексами. По прогнозам экспертов, перенасыщение торговыми центрами должно было начаться уже к 2016 году. Иными словами, это все случилось бы и без кризиса, но он лишь подстегнул развитие этого процесса. В последние полтора-два года крупные торговые центры крупных городов, где аренда стоит довольно дорого, стремительно пустели. Ведь их покидали магазины, которые были не в состоянии платить высокую арендную плату, да и покупатели заходили намного реже, чем до экономического кризиса. Когда у населения доходы падают или остаются на докризисном уровне, а цены понемногу растут, в торговые центры посетители заходят все реже. Вот и получилось, что многие крупные торговые комплексы в разных городах нашей страны превратились в своеобразные города-призраки. Так что неудивительно, что строительство торговых комплексов в России сейчас замораживается. Когда спрос на аренду торговых площадей уменьшается, нет смысла перенасыщать рынок новыми проектами. Эксперт агентства по аренде недвижимости "Best-дом" Светлана Лядова считает, что кризис торговых центров в нашей стране глубоко закономерен. Она замечает, что значительная часть торговли в последнее время вообще уходит в Интернет, а от этого страдают как раз торговые центры. “В сложившейся ситуации розница может представить свою продукцию в торговых центрах в формате выставок. Более того, некоторые торговые центры, которые либо достроены и никого из арендаторов не интересуют, либо те, которые только должны быть достроены, необходимо концептуально переделывать. Только так можно преодолеть кризис в данном сегменте”, — резюмирует эксперт. В свою очередь, финансовый аналитик Юлия Молоканова добавляет, что многие торговые центры нерентабельны, их обслуживание стоит дорого, а количество арендаторов уменьшается. “Уверена, что в ближайшие полгода число “замороженных” торговых центров увеличится, а строительство новых ТЦ будет отложено до лучших времен. Кризис в сегменте торговой недвижимости присутствует, отрицать это глупо, а, значит, надо принимать ситуацию такой, какая она есть. И очень внимательно следить за развитием событий — ведь не исключено, что через три-четыре года торговая недвижимость выйдет из кризиса”, — резюмирует эксперт.

Кризисная яма: почему торговые центры стоят пустые
© Вести.Ru
промо изображение