Войти в почту

Путем диверсификации

Совладельцы группы компаний «Эссен Продакшн» Леонид Барышев и Вадим Махеев объявили о масштабной реорганизации бизнеса с общим оборотом в 40 миллиардов рублей. Как сообщил Леонид Барышев, который возглавил совет директоров управляющей компании, на базе разрозненных ранее отдельных направлений будет создан полноценный пищевой холдинг. Исторически в группе компаний «Эссен Продакшн» каждый из двух совладельцев — Леонид Барышев и Вадим Махеев — разграничил сферы ответственности. В качестве генерального директора ООО «Оптовик» Вадим Махеев курирует развитие крупнейшей в Поволжье региональной торговой сети ЭССЕН, которая сейчас насчитывает 138 магазинов различных форматов: 22 гипермаркета и 63 магазина «ЭССЕН-Экспресс» и «Камилла», 2 супермаркета «ЭССЕН Green» и 51 дискаунтер. Торговая сеть работает в семи регионах Российской Федерации — Татарстане, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Кировской и Ульяновской областях. Общая площадь всех магазинов составляет более 140 тысяч квадратных метров. Ежедневно магазины ЭССЕН посещают более 1,5 миллиона человек. До назначения на пост председателя совета директоров управляющей компании Леонид Барышев курировал развитие производственного направления в качестве генерального директора АО «Эссен Продакшн АГ». Компания стала широко известной в России как производитель майонезов под брендом «Махеевъ», затем ассортимент соусной продукции под этим брендом был расширен за счет производства кетчупов, горчицы и так далее. Впоследствии к ним добавились джемы и повидло. Так, в 2015 году на своих площадках в Новосибирске и Елабуге компания произвела более 147 тысяч тонн майонеза, что позволило ей занять позицию ведущего в России производителя соусной продукции, а также одного из крупнейших федеральных производителей томатной продукции (36 тысяч тонн), джемов и повидла (7,7 тысячи тонн). В 2014 году АО «Эссен Продакшн АГ» открыло новое для себя направление — производство кондитерских изделий, инвестировав в общей сложности в строительство предприятия более 4 миллиардов рублей. Большая часть средств затрачена на приобретение современного высокотехнологичного оборудования. В прошлом году кондитерская группа холдинга произвела более 22 тонн продукции на общую сумму 4 миллиарда рублей: батончики, трубочки и конфеты с желейными, помадными и комбинированными начинками, а также конфеты на основе полых вафель. Причем в этом сегменте компания уже вошла в тройку ведущих российских производителей. На сегодняшний день «Эссен Продакшн АГ» — один из трех крупнейших российских производителей конфет на основе полых вафель. И это единственный российский производитель европейского продукта — хрустящих батончиков и трубочек. Выручка по всему кондитерскому направлению в 2015 году составила 4 миллиарда рублей, 15 процентов всех продаж (более 3,5 тонны) идет на экспорт. «Можно сказать, что нам повезло. В свое время мы решили побороться с украинской компанией АВК, которая была №1 на российском рынке в сегменте "полые вафли". И когда в силу понятных причин в 2014 году АВК ушла с российского рынка, мы тут же закупили еще две линии, успели еще по старому курсу. Получилось спонтанно — увидели высвобождающийся сегмент и тут же отреагировали на появившуюся возможность», — объяснил Леонид Барышев причину успеха своей компании. По его словам, сейчас на кондитерском производстве работают пять линий, но до конца года планируется приступить к монтажу шестой линии, стоимость которой составила 700 миллионов рублей. Линия по производству высококачественных шоколадных конфет будет запущена в начале весны 2017 года, чтобы успеть «раскачаться» к пику следующего сезона (октябрь-декабрь). «Новая линия даст нам прибавку выручки около миллиарда рублей в год. Наша стратегическая цель на ближайшие годы по кондитерскому направлению — достичь выручки в 10 миллиардов рублей. Это позволит нам войти в тройку крупнейших игроков на кондитерском рынке России», — поделился амбициозными планами собеседник «Ленты.ру». По его словам, скорее всего, кондитерское направление будет выведено АО «Эссен Продакшн АГ» в отдельное юридическое лицо. Сведение разрозненных бизнесов в единую многопрофильную холдинговую структуру, по словам Барышева, объясняется необходимостью более четкого маркетингового позиционирования амбициозно развивающихся бизнесов — ретейла (ООО «Оптовик»), строительства и девелоперской деятельности (ООО «Стройподряд»), производства соусов и джемов (АО «Эссен Продакшн АГ»), а также кондитерской фабрики. «Нас до сих пор многие воспринимают так: "Это Барышев и Махеев, они делают майонез". А мы хотим рассказать рынку, что каждый из нас имеет свои амбиции на разные рынки», — отметил Барышев. Некоторые ближайшие конкуренты «Эссен Продакшн» уже пошли по пути создания подобных структур, например «Росагро», «Эфко», «Лента» и многие другие. Как отмечают эксперты, при одновременном ведении сразу нескольких сложных видов деятельности решение оперативных вопросов размывает фокус на стратегическое развитие всей корпорации, снижает прозрачность и управляемость отдельными бизнесами. Такие же резоны в создании пищевого холдинга преследуют и совладельцы «Эссен Продакшн». Более того, как отметил Барышев, новая структура будет способствовать аккумуляции финансовых средств для инвестирования в наиболее перспективные направления, причем не обязательно в рамках существующих уже бизнесов. «Мы начинаем искать продукты, которые можем производить и реализовывать в тех нишах, которые освободились из-за импортозамещения или изменения потребительского поведения россиян. Мы рассматриваем как сделки M&A, так и строительство greenfield, обсуждаем возможность поучаствовать в качестве резидента территории опережающего развития (ТОР) Набережных Челнов, в особой экономической зоне "Алабуга", проинвестировать порядка 100-200 миллионов евро, для того чтобы сделать какой-нибудь прорывной продукт, и он также будет продаваться через нашу сбытовую систему», — рассказал Барышев. Он также сообщил, что в данный момент обсуждаются планы войти в сельхозпроекты, в том числе тепличный бизнес и производство сыро-молочной продукции, а также проекты создания новых мощностей по соусам в восточной части страны. «Новые направления будут нанизаны на нашу общую сбытовую сеть и, таким образом, создадут синергию с другими направлениями холдинга», — отметил он, напомнив, что собственный автопарк холдинга насчитывает более 100 длинномерных автомобилей, что позволяет без перебоев и задержек доставлять продукцию дистрибьюторам, среди которых ведущие федеральные и региональные торговые сети X5 Retail, «Магнит», «Лента», МETRO, ЭССЕН. На долю торговых сетей приходится более 25 процентов от общего объема продаж пищевых направлений холдинга. По словам директора ведущего в Поволжье агентства стратегического и управленческого консалтинга Bright Consulting Марии Яшенковой, объединение активов на данном этапе развития группы компаний «Эссен» является наиболее рациональным шагом. «Учитывая высокие обороты по всем направлениям и интенсивный рост производственных мощностей, создание единой управляющей компании позволит систематизировать менеджмент и передать оперативное руководство компанией от собственника к менеджерам. Построение холдинга обеспечит управляемость всех бизнесов в соответствии со стратегическим курсом компании. Подобная структура позволит бенефициарам увеличить доходность и значительно сократить издержки». Холдинговая структура позволит привлечь дополнительные инвестиции на развитие имеющихся мощностей и запуск новых проектов. Уже сейчас все четыре бизнес-направления показывают положительную динамику роста прибыли, что в принципе позволит компании развиваться и без привлечения кредитных средств. Заработанные деньги будут направлены в проекты с рентабельностью выше 20 процентов, причем не только в рамках существующих направлений, но и абсолютно новых. Приоритетными направлениями с точки зрения развития холдинга и его вертикальной интеграции являются сельское хозяйство, производство и переработка овощей, производство молочной продукции. Эти ниши значительно освободились в связи с федеральной политикой импортозамещения. «Компания уже сделала правильный шаг, вовремя инвестировав в кондитерскую отрасль, — отмечает Яшенкова. — Компания с большой вероятностью займет место в числе крупнейших игроков отрасли со значительной долей рынка». Аналогичная ситуация сейчас, по ее словам, и на других рынках пищевой продукции. «Кроме того, наличие в структуре холдинга собственной торговой сети является большим преимуществом при входе на рынок с новым продуктом, традиционным для потребителя или инновационным, — говорит эксперт. — Торговая сеть ЭССЕН является одной из крупнейших в Поволжье и из локального игрока превращается в сильную федеральную сеть».

Путем диверсификации
© Lenta.ru