Дмитриев: надо спешить в Казахстане не уступая Китаю
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Дмитриев в интервью экономическому обозревателю Алексею Бобровскому о совместных проектах России и Казахстана, об экспансии инвесторов из Китая. В Астане на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсуждали, как вернуть взаимную торговлю на траекторию роста. Как оценивают перспективы сотрудничества с Казахстаном и другими странами Евразийского экономического союза в ТПП? - Казахстан - это наш главный стратегический торговый партнер, друг и по всем параметрам страна нам очень близкая. Насколько мы можем сейчас в очень непростых условиях экономических для России и для Казахстана запустить маховик, который разгоняет взаимную торговлю. Что здесь нам может помочь, есть ли возможности, внутренние российские резервы, которые сделают нашу продукцию конкурентоспособной? - Казахстан традиционно является нашим одним из ведущих торгово-экономических партнеров. И речь идет не только о торговых отношениях, но и о взаимных инвестициях. Достаточно вспомнить финансирование российскими предприятиями, российскими банками модернизации нескольких блоков Экибастузский ГРЭС. И конечно та повестка, которая сегодня актуально звучит, - развитие транспортных коридоров, переход на более активную реализацию инвестиционных проектов, - она дает возможность рассчитывать как на расширение торгово-экономических отношений, так и на расширение инвестиционного сотрудничества. Но уже не дожидаясь нынешнего форума российский институт развития, прежде всего российский экспортный центр и те структуры, которые входят в него, Росэксимбанк и Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, подключились к проектам, связанным с расширением проникновения российских предприятий, расширением взаимной торговли с Казахстаном. Создан Торговый дом, подписаны соглашения соответствующими структурами со стороны российского экспортного центра с соответствующими структурами в Казахстане. И мы видим сегодня присутствие руководителя РЭЦ (Российский экспортный центр) на встрече деловых кругов, которые проводили президенты двух стран. Так что перспективы есть, но, разумеется и вы в этом правы, не так просто запустить этот механизм, динамику этого сотрудничества, потому что мы, разумеется, не единственные на рынке Казахстана. Мы знаем о том, что наши азиатские партнеры, Китай прежде всего, давно и достаточно мощно представлен в экономике Казахстана, и не только Казахстана, но и других стран Средней Азии. Мы осведомлены прекрасно о том, что многие инфраструктурные проекты, если не сказать большинство инфраструктурных проектов в этом регионе построены за деньги китайских банков, ну и вообще за китайские деньги, и вполне очевидно, что для Китая этот транзитный маршрут представляет исключительное значение, он конкурирует с Транссибом. Но я думаю, что в данном случае преобладают интересы чисто национальные – быстрой доставки грузов в Западную Европу через территорию Казахстана. И здесь конечно нам нужно торопиться. - Это такое честное соперничество, это абсолютно нормально для таких потенциально стратегических союзников, я имею в виду здесь уже Россию и Китай прежде всего, но здесь тогда как можно скорее нужно переходить уже к сотрудничеству через межгосударственные союзы и блоки, каким является Евразийско-экономический союз, интерес к которому проявляют те же самые китайские партнеры. У китайцев конечно есть серьезные преимущества в виде такого стержневого проекта "Новый шелковый путь", вокруг него эти инвестиции, вокруг него это сотрудничество строится для них. У нас возможности объединить торговую такую зону постсоветского пространства в какой-то степени не потому что это имперские амбиции, а потому что здесь все-таки единый и знакомый нам рынок. На ваш взгляд какие есть конкурентные преимущества у нас, потому что если мы говорим о соперничестве в хорошем смысле этого слова с Китаем, то преимущества Китая нам хорошо известны. Это быстрота освоения технологий, это дешевая рабочая сила достаточно качественна, уже продукция. Что можем мы здесь противопоставить, какой у вас опыт по работе Торгово-промышленной палате (ТПП)? - Если говорить о экономическом поясе Шелкового пути, то безусловно Россия является той площадкой, на которой можно реализовывать наши преимущества, и прежде всего транспорт-логистические. И в этом смысле первые ласточки уже полетели, если так можно сказать. Мы знаем, что в Арсенов в Калужской области построен крупный мультимодальный логический центр, куда пошли уже поезда из Китая через Благовещенск. Это не только контейнеры и перевозки, которые направлены на обеспечение предприятий, находящихся в промышленном кластере в Калужской области. Но перспектива вполне очевидна дальнейшая развития этого пути в сторону Западной Европы, и таким образом обеспечение вот этой замкнутости Шелкового пути. С другой стороны, безусловно, на этой территории, если говорить о российской части Шелкового пути, на этой территории должны развиваться связанные с этой логистической цепочкой соответствующие производства. Это и строительство логистических центров, строительство центров по переработке сельхозпродукции, это новые производства. Собственно в этом и состоит синергия этого проекта, и наши страны, участвующие в этом глобальном проекте исходят именно из этого, и разумеется намерены использовать данную логистическую инфраструктуру, эти глобальные увязки экономик наших стран Китая, Западной Европы через Казахстан и Россию для того, чтобы расширять производство и развивать совместные производства, строить совместные предприятия. - Что у нас за конкурентное преимущество все-таки, чем мы можем похвастаться кроме сырья, или так или иначе связанных с сырьем продуктов, переработка сырьевых продуктов и можем ли мы здесь конкурировать с такими сильными игроками как Юго-Восточная Азия и Китай прежде всего? - Мы порой недооцениваем потенциал нашей промышленности. Ситуация последних лет свидетельствует о том, что инвестиции, которые были вложены в российскую экономику, в том числе в перерабатывающий сектор, они сейчас демонстрируют, пусть не такой быстрый, но тем не менее, уверенный рост отдельных секторов, который связан как с импортозамещением, так и с поставкой товаров на внешние рынки. И в этом смысле я могу в качестве примера проиллюстрировать развитием нефтехимического комплекса. Например, проекты, которые у меня на слуху, и к которым я имел в свое время самое непосредственное отношение, это "Тобольскполимер", это "Амоний" в Татарстане, это расширение производства удобрений, это те сегменты российского экспортного рынка, которые динамично развиваются. Но перешли уже в наших отношениях с Китаем до недавнего времени казавшимся совершенно экзотическим продуктом, таким как мороженое, но мороженое не единственный товар, экспорт которого в Китай многократно вырос за последнее время. Речь идет и о зерновых культурах, о подсолнечном масле, о шоколаде и пиве, то есть та продукция, которая связана с ростом среднего класса в Китай, с ростом потребления качественных продуктов. И нельзя без удовлетворения отмечать, что именно такие продукты из России востребованы в Китай. Я кроме того, хотел бы обратить внимание на тесное взаимодействие российско-экспортного центра с системой торгово-промышленных палат, которое насчитывает 180 территориальных подразделений торгово-промышленной палаты РФ. Это несколько десятков тысяч предпринимателей среднего и крупного бизнеса. Это та площадка, та платформа, которая дает возможность активно взаимодействовать торгово-промышленной палате с российским экспортным центром. Мы используем все ресурсы торгово-промышленной палаты, и не только взаимодействие через членство в ТПП, но и возможности, которые представляет торгово-промышленная палата, имея свои представительства за рубежом, теснейшим образом взаимодействие с нашими партнерами торговыми палатами в других странах через членство в двухсторонних торгово-промышленных палатах и, естественно, через патронаж со стороны ТПП деловых союзов межгосударственных. Вот это серьезная платформа, в которой в РЭЦ заинтересован, и другие структуры, отвечающие за поддержку российского несырьевого экспорта. Мы сейчас с российским экспортным центром рассматриваем тему создания совместных структур в регионах, которые будут призваны не только выявлять экспортеров и помогать им, потому что одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся, собственно эта проблема характерна для малого и среднего бизнеса в целом, это проблема неосведомленности как о мерах государственной поддержки, так и о рынках, на которые наши предприятия могли бы выходить. И в этом смысле, конечно, наше сотрудничество с российским экспортным центром через региональные представительства, через создание совместных структур в регионах должно способствовать наращиванию этого потенциала. Кроме того, я еще хочу отметить, мы ведь тесно взаимодействуем и с другими институтами развития. И практика нашего сотрудничества, например, с Фондом развития промышленности показывает, что мы здесь тоже можем наращивать потенциал нашего взаимодействия. И на некоторых цифрах проиллюстрирую то, что нам удалось уже сделать. Известно, что Фондом развития промышленности одобрено проектов примерно на 36 млрд руб. - Честно говоря не очень много. - Если иметь в виду, что общий бюджет этих проектов приближается к 100 млрд руб. Потому что инвесторы вкладывают собственные средства, привлекают средства от коммерческих банков и таким образом за счет средневзвешенной ставки получается вполне приемлемая для промышленности финансовые условия. Так вот из этого числа проектов примерно треть проектов была реализована при непосредственном участии системы Торгово-промышленных палат. То есть, региональные палаты проводили инвентаризацию местного рынка, выявляли потенциально готовых к получению финансирования инвесторов и предприятия. Мы доводили эти проекты как на региональном, так и на уровне федеральной торгово-промышленной палаты и затем доводили эти проекты уже непосредственно до структур в фонде развития промышленности. И таким образом создавались производства не только конкурентоспособные с точки зрения импортозамещения, но и производства, которые вполне перспективны для того, чтобы их продукция выходила на внешние рынки. Вот это тоже серьезная синергия. Многие говорят сейчас о том, что в нашей стране огромное количество, может быть даже избыточное количество федеральных, региональных институтов развития и проблема в том, чтобы запустить этот механизм взаимодействия. Так вот я полагаю, что через механизм работы торгово-промышленной палаты, фонда развития промышленности, корпорации МСП, российского экспортного центра мы в состоянии обеспечить наращивание нашего экспортного потенциала, в том числе через так называемый инвестиционный лифт, где опять-таки торгово-промышленная палата используя свое присутствие в регионах, выявляет те компании, которым нужно снижение долговой нагрузки, которые готовы допустить внешних инвесторов. Мы их ищем как в нашей стране, так и за рубежом. Привлекаем институты развития и российский экспортный центр, и российский фонд прямых инвестиций, в мандате которого также имеется возможность помогать вот таким растущим средним предприятиям с экспортным потенциалом и помогать выходу им на внешние рынки. - Это мое ощущение, или вы согласитесь со мной, что у нас весьма неплохо выстроена инфраструктура государственных институтов, но, вот вы уже об этом сказали, малый и средний бизнес не очень знает, что они есть, во-первых, и если знает, что они есть, не очень понимает насколько это эффективно работает. Вот здесь как бы поднастроить эту систему, чтобы, с одной стороны, это пользовалось со стороны бизнеса спросом, с другой стороны, чтобы эти институты развития имели больше возможностей. Потому что вот вы сказали о фонде развития промышленности, но объективно, даже если все-таки суммарный такой кумулятивный эффект в 100 млрд рассматривать, тем не менее, можно было бы через вот эти варианты проектного финансирования все-таки в больших объемах кредитовать российскую экономику, чего так не хватает сейчас, потому что спрос мы усиленно сдуваем. Согласны ли вы с этим? - Я с этим согласен, но всегда надо исходить из возможного. Мы видим, что в нынешней ситуации бюджетных ограничений конечно рассчитывать на приток более объемных государственных средств в фонд развития промышленности не приходится. Но вот 20 очередных миллиардов поступает в фонд, но главное, что этот механизм востребован. Главное, что есть предприятие. Ведь в стране порой проблема сводится к тому, что у нас не хватает качественных проектов. А фонд развития промышленности и другие институты развития, они являются своего рода такой лакмусовой бумажкой, через которую проверяют насколько инвесторы, насколько российские предприниматели созрели до тех требований, которые необходимы для получения государственной поддержки. Но я бы здесь еще не сбрасывал со счетов и другую ситуацию. Ситуацию, связанную с привлечением инвестиций. Вот мы последнее время, ну это естественная ситуация в нынешней непростой глобальной обстановке макроэкономической и глобальной геополитической. Мы говорим о том, что сокращается приток прямых иностранных инвестиций в нашу страну, которые так необходимы и для модернизации производства, формирования новых производственных цепочек. Если объемно показатели прямых иностранных инвестиций снижаются, то количество проектов, которые пришли прямые инвестиции, иностранные инвестиции в прошлом году, а это 201 проект, это прирост на 60 с лишним процентов по сравнению 2014 годом. И здесь Россия в Европе заняла первое место по количественным показателям прямых иностранных инвестиций. Это говорит о том, что деньги идут, и они идут в модернизацию современных производств. Таким образом это тоже неиспользованные потенциал, над которым мы должны работать.
