Войти в почту

Госзакупки лицензионного ПО могут ограничить

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, ограничивающий госзакупки лицензионного программного обеспечения. Документ разработан комиссией по развитию стратегических информационных систем. Помимо депутатов, в подготовке нового законопроекта приняли участие фонд СПО 2.0, Национальная ассоциация инноваций и развития ИТ (НАИРИТ), а также эксперты и представители отрасли. Авторы документа считают, что схемы использования лицензионного ПО и формирования его стоимости (основанные на стоимости лицензии) устарели. Сейчас сервисы переместились в облачную среду, либо на объекты свободного ПО (СПО), которые предполагают их повторное использование в аналогичных структурах. «Сегодня в нашей стране более 300 тысяч организаций государственного сектора - все они, по сути, представители одной и той же структуры, оперирующей одним, государственным бюджетом. В этом смысле не существует ни экономических, ни политических причин, почему за результат одной и той же работы (или услуги), государство должно платить два - три, десять и более раз, да еще и каждый год, а не использовать зарекомендовавший себя во всем мире механизм создания и распространения СПО», - заявил ответственный секретарь комиссии ГД по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров. Использование лицензионного ПО наносит ущерб российской экономики, утверждают авторы законопроекта. Сумма лицензионных отчислений западным ИТ-компаниям российскими предприятиями сегодня в 5-6 раз превышает первоначальные затраты на внедрение ПО, в результате использования устаревшей схемы, бюджет теряет около 170 млрд руб. в год, утверждает Черногоров. Кроме того, большинство западных ИТ-компаний не открывают российским заказчикам свой программный код, что создает серьезную угрозу безопасности его использования. Авторы документа предлагают уравнять в правах СПО и отечественное ПО. Законопроект предполагает, что компании, осуществляющие закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ будут должны обосновывать необходимость приобретения проприетарного (то есть не свободного, частного) ПО при наличии СПО – аналога. При закупках преимущество будет отдаваться производителям российского СПО – им будет начисляться не менее 40% оценочных баллов дополнительно. В пояснительной записке к тексту законопроекта приводятся данные использования СПО в мире. «В государственных структурах доля правительственных учреждений, использующих СПО, в % составляет: в Евросоюзе - 79,3, Аргентине – 92, Болгарии - 70, Бразилии - 96, Хорватии - 32, Индии - 95, Малайзии - 59. В секторе бизнеса - использование СПО (доля компаний, использующих СПО), в % составляет соответственно: в США – 87; Евросоюзе – 60; Японии - 38 (ОС GNU/Linux). Необходимость специальных мер, направленных на развитие разработки, использования и правовой регламентации СПО в Российской Федерации, обусловлена отставанием России в данной сфере от экономически развитых стран», - говорится в документе.