Войти в почту

Проблемы с отгрузкой угля из Кузбасса хотят решить за счет уменьшения простоя вагонов

КЕМЕРОВО, 5 октября. /ТАСС/. Проблемы с транспортировкой угля из Кемеровской области предложили решить за счет более раннего согласования по объемам отгрузки, а также развития железнодорожной инфраструктуры и уменьшения времени простоя вагонов с учетом того, что их парк сокращается из-за списания. Об этом заявили участники межведомственного совещания с участием администрации региона, РЖД, угольных компаний и операторов подвижного состава. Уголь на складах обернулся штрафами Остатки угля на складах в Кузбассе составляют 16 млн тонн (при норме 9 млн). Такая ситуация возникла впервые с октября 2013 года. Как сообщил и.о. первого замгубернатора Александр Данильченко, "в этой ситуации предприятия останавливают обогатительные фабрики и снижают добычу". "Заявки кузбасских компаний составляют порядка 9,5 тысяч вагонов в сутки, акты согласовываются меньше: например, в октябре согласованы 9 тысяч 76 вагонов, план же установлен на уровне 8 тысяч 53 полувагона", - сказал он. Это приводит к срыву сроков поставки угля по контрактам и штрафам в адреса кузбасских компаний. "Некоторые компании по этой причине со стороны портовиков были оштрафованы на 1 млн долларов в сентябре. Основная причина невыполнения планов - дефицит вагонов по крупнейшим операторским компаниям", - добавил он. По данным собеседника агентства, в сентябре выполнение плана отгрузки компаниями составлял от 60 до 85%. "Точнее - просто провалили план", - отметил он. СУЭК вкладывается в дороги По словам замгендиректора "СУЭК-Кузбасс" Ильи Ястребова, рост угля на складах компании стал наблюдаться с начала года. По его данным, на 1 января было 1,8 млн тонн, а на текущий период - почти в три раза больше, причем основной прирост пришелся на сентябрь. "Мы озабочены, что в сентябре недогрузили порядка 500 тыс. тонн, из них 328 тыс. - на экспорт", - сказал он, уточнив, что компания работает с пятью операторами. "Более 5 тыс. вагонов мы недополучили", - добавил Ястребов. "СУЭК-Кузбасс" ежемесячно 30% угля вывозит автотранспортом по технологическим дорогам. "На проектирование и строительство дорог мы в этом году затратили 315 млн рублей, а в 2017 - порядка 90 млн", - добавил он. В числе предложений СУЭКа - более ранее согласование заявок на перевозки. "Мы в сентябре и августе получали план 31-го, а то и 1-го числа Предложение - согласовывать план перевозок до 25 числа", - добавил Ястребов. Эту идею поддержала и "Кузбасская топливная компания" (КТК). "Если я получаю утвержденный план 1-го числа, то я даже не знаю, какие корабли заказывать и в какой порт. Кто там со мной на западе и на востоке будет работать, если я ему срываю поставки? Да никто", - сказал президент КТК Игорь Прокудин. Угольщики хотят прозрачности и справедливости В то же время, как отметил гендиректор компании "Стройсервис" Дмитрий Николаев, для угольщиков остается непонятным механизм распределения между компаниями объемов вывоза угля. "Мы вкладывали миллиарды рублей по соглашению по техническим условиям в развитие железнодорожной инфраструктуры. У нас объемы подтверждает порт, мы все обязательства перед железной дорогой выполнили. Потом как- то кулуарно, извиняюсь, происходит распределение объемов", - пояснил он. По данным Николаева, "Стройсервис" снизил поставки по объемам на восток на 12%, по черноморским портам - на 32%. Кроме того, по его мнению, распределение объемов должно учитывать в том числе вклад угольной компании в развитие железнодорожной инфраструктуры. "Многие коллеги также вложили миллиарды рублей в развитие ж/д инфраструктуры, но есть такие, кто и ржавого гвоздя не забил. Поэтому какой-то принцип подхода публичный должен быть", - добавил он. Определить "узкие места" Аналогичную позицию высказал и Прокудин, отметив, что КТК провела масштабную реконструкцию станции Уба. "Мне было гарантировано: построй - и план будет приниматься на 100%. Более 100 млн долларов вложили Так не должно быть, мы же взяли кредиты, мы же возим уголь не только собственный компании, но и других, поэтому здесь кто сделал такую технологию (вложился в инфраструктуру - прим. ТАСС) - базакцептное принятие планов. Поэтому подходы должны быть - кто вложился, тот и должен получать", - считает он. Также Прокудин предложили вернуться к подписанию соглашений, по которым с 2000 года в регионе компании брали на себя обязательства по развитию железнодорожной инфраструктуры. Последние пять лет такие соглашения не подписываются, при этом появляются новые предприятия и "произошло торможение". "Появились узкие места, которые надо развязывать совместно. Причем сейчас самое уникальное время, то есть пока цена угля идет вверх", - сказал он. Списание вагонов не успевает за их выпуском Одной из проблем с отгрузкой угля стал дефицит вагонного парка. Как пояснил президент холдинга "Сибирский деловой союз" (СДС) Михаил Федяев, начавшееся в прошлом и этом году списание вагонов "не увязано с их строительством". "Надо или срок продлить, или, может быть, четко увязать списание с их строительством", - предложил Федяев. Однако, по его мнению, по предлагаемым банковским ставкам в 15-18% выпускать вагоны невозможно, особенно учитывая, что с весны более чем на 40% подорожал металл, составляющий 80% в их стоимости. О нехватке вагонов заявили и представители компаний- операторов. Так, по словам первого замгендиректора "Федеральной грузовой компании" (ФГК) Виктора Вороновича, за шесть лет, когда оператора выделили из состава РЖД, из 123 тыс. вагонов из-за списания потеряли половину парка. ФГК заказала 4 тыс. вагонов у "Уралвагонзавода", и половину рассчитывают в этом году получить. "Учитывая запасы угля на складах, мы сделаем своим приоритетом ЗСЖД. Но это будет сделано за счет снятия с других дорог 30 тыс. вагонов, в том числе с угольщиков Красноярского и Забайкальского краев, Дальнего Востока, щебеночников Урала", - рассказал он. В свою очередь, начальник департамента угля и металлургии "Первой грузовой компании" (ПГК) Александр Свешников добавил, что за два года парк сократился со 112 тыс. вагонов - до 52 тыс. Среди причин "почему не доехали" вагоны в сентябре по дальневосточному направлению он также назвал прошедшие там тайфуны. "Там была существенная задержка по выгрузке, и эти вагоны просто не успела вернуться", - пояснил Свешников. Угольщикам посоветовали активнее грузить В то же время он обратил внимание, что кузбасские угольщики не все погрузки осуществляются в срок, на эту же проблему указали и представители РЖД. "Сегодня на ряде крупных предприятий Кузбасса оборот порожнего вагона и в целом оборот на путях необщего пользования завышен на полсуток. Более 6 тыс. вагонов простаивает без грузовых операций более суток, свыше тысячи - 3 до 10 суток. Такое использовании полувагонов приводит к так называемому дефициту парка", - сказал и.о. начальника Западно-Сибирской дирекции управления движением Юрий Чуркин Другой причиной невыполнения плановых объемов отгрузки называется также увеличение добычи угля - "плюсом 11 млн тонн" по сравнению с аналогичным периодом 2015. Однако, как добавил начальник ЗСЖД Анатолий Регер, свою роль в усугублении ситуации с вагонами в августе сыграли и операторы собственного подвижного состава, которые "бросили Кузбасс", "когда появилась цена (более выгодная - прим. ТАСС) на другие виды перевозок". Между тем, по оценкам вице-президента РЖД - начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, "сегодня ситуация в Кузбассе не кажется такой критичной, как было это в 2009 и 2010 годах". Он также предложил ввести более жесткую финансовую ответственность для каждой стороны за невыполнение обязательств по погрузке и транспортировке угля. По итогам совещания было принято создать рабочую группу, которая проработает все предложения.

Проблемы с отгрузкой угля из Кузбасса хотят решить за счет уменьшения простоя вагонов
© ТАСС