Войти в почту

Антон Крылов: Новые питекантропы

Когда-то жили питекантропы. Они вымерли. Потом жили неандертальцы. Они тоже вымерли. Когда-то в СССР таксист, сотрудник общепита и продавец авиабилетов были хозяевами жизни. Это время прошло. У питекантропов и неандертальцев не было выбора, вымирать или нет. У таксистов, рестораторов и продавцов выбор есть – они могут эволюционировать вслед за обществом. Но скандалы прошедшей недели показывают, что эволюционировать они не хотят и вместо того, чтобы разжигать огонь и изобретать колесо, предпочитают с уханьем бегать с каменными топорами по лесу. Наверное, не все читатели в курсе главных скандалов российского «Фейсбука» последней недели, поэтому для них расскажем подробнее, о чем речь. Компания «Яндекс-такси» снизила минимальную стоимость поездки. Таксисты возмущаются и грозят забастовкой, блогеры пишут о «ленивых таксистах», которые могут часами ждать выгодного клиента, вместо того, чтобы заработать такую же сумму за счет большего числа поездок. К ним таксисты приходят в комментарии и ругаются, в основном матом. В одном из кафе московской сети «Саперави» клиенту не разрешили воспользоваться розеткой для зарядки телефона, клиент выразил недовольство, в комментарии пришла владелица кафе Хатуна Колбая и в достаточно резкой форме сказала, что это их политика, и лично она пользуется внешним аккумулятором. Блогеры возмутились, понаставили кафе «Саперави» двоек и поклялись не ходить ни в одно из заведений сети, а также в другие заведения, принадлежащие Колбая – это сеть «Вай Мэ», сосисочная Sos, а самое главное – кафе «Москвич», которое откроется на месте культовой для многих рюмочной «Второе дыхание». У таксистов, рестораторов и продавцов выбор есть – они могут эволюционировать вслед за обществом (фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости) При этом, как говорится в заявлении Колбая, слоганом нового заведения станет фраза «Веди себя прилично или уходи!». Идея, кстати, богатая – можно еще предложить клиентам мыть руки перед едой или уходить, есть ножом и вилкой или уходить, обращаться к официанту «мой господин» или уходить… Давно известная, мягко скажем, сомнительными методами продвижения компания «Авиасейлз» в очередной раз решила пошутить в своем стиле и назвала приемных детей Брэда Пита и Анджелины Джоли «массовкой». Когда главный редактор издания Wonderzine Ольга Страховская возмутилась этим у себя в «Фейсбуке», к ней в комментарии пришел основатель «Авиасейлз» Константин Калинов, и в матерной форме заявил, что ей не хватает секса. И снова – репосты, призывы бойкотировать «Ависейлз» и ответные заявления представителей компании в стиле «а пошли вы все на…». Даже странно, что ничем не отметилась авиакомпания «Победа». Все вышеупомянутые случаи объединяет одно. Представители сферы услуг считают, что они вправе хамить «неправильным» клиентам, потому что «правильных» все равно больше, и свои деньги таксисты, рестораторы и продавцы авиабилетов все равно получат. И, к сожалению, я пока не могу написать, что нет, они полностью ошибаются, и благодаря всеобщему бойкоту кафе «Саперави» и «Авиасейлз» обанкротятся на следующей неделе, а хамящие таксисты больше не найдут работы по специальности. Таксистов, кстати, вообще стоит пожалеть – это умирающая профессия, как извозчик или трубочист. Беспилотные технологии развиваются быстрее, чем кто-то мог бы предположить, и максимум через 10-15 лет эта профессия уйдет в прошлое. Что же касается хамящих рестораторов и продавцов, то им в ближайшие годы, к сожалению, тоже ничего не грозит по причине того, что подавляющее большинство потенциальных клиентов просто не узнают о том, что Хатуна Колбая кому-то запретила заряжать телефон, а Константин Калинов обматерил журналистку. Фейсбучные скандалы затрагивают пусть и активную, но крайне незначительную в количественном соотношении часть общества. Плюс всегда остается некоторое количество закомплексованных людей, для которых хамы вроде Колбая и Калинова – ролевая модель. Сами они тоже хотели бы так же лихо материть всех под своим именем, но боятся, их максимум – анонимно нахамить в комментариях. Зато с удовольствием смотрят, как это делают другие. Но позволяющие себе грубить клиентам представители сферы услуг так же неизбежно вымрут, как сделали это неандертальцы и питекантропы. Это высококонкурентный рынок, а покупатель всегда сделает выбор в пользу места, где не хамят даже гипотетически. В Москве множество заведений грузинской кухни, где вкуснее, чем в «Саперави», да и «Авиасейлз» не может предложить чего-то принципиально иного, чем конкуренты. Лично для меня этот сайт вообще крайне неудобен в сравнении с теми же «Скайсканером» или «Вантутрипом». Неосведомленность и инерция потребителя – вот что пока позволяет существовать бизнесам Колбая и Калинова. Но общество меняется, информация распространяется шире, и уже скоро даже одно несдержанное слово владельца бизнеса по отношению к клиенту будет приводить к действительно массовому бойкоту. И если питекантропы и неандертальцы, возможно, не виноваты, что проиграли людям в процессе естественного отбора, то хамам, как и их библейскому прототипу, винить некого, кроме самих себя.