Аксаков: перемена правил игры опасна для инвестора
С удовольствием предоставляю нашего гостя, в прошлом председатель Комитета Госдумы по экономической политике, член партии "Справедливая Россия" Анатолий Геннадиевич Аксаков. Менять налоговое законодательство сейчас ни в коем случае нельзя. Это может испугать инвесторов. Так считает Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, член партии "Справедливая Россия". Называть автором экономической программы "Справедливой России" не буду, но поскольку вы один из самых авторитетных и известных в прошлом составе Госдумы, надеюсь, что снова возглавите этот комитет в новом составе Госдумы. Это было бы неплохо. Мне с вами, естественно, хотелось бы поговорить о взглядах партии "Справедливая Россия" на то, как должна строиться экономическая политика в стране. Программа есть, и в этой связи если мы поднимаем налоговую тему, расскажите, пожалуйста, что вы думаете о тех слухах, которые в последнее время циркулируют относительно изменения налоговой системы. По большому счету это фундаментальный вопрос, потому что Минфину нужны дополнительные доходы, а мы все прекрасно понимаем, что, в общем, повышение налогов бизнесу, мягко говоря, не помогает. К большому сожалению. У нас действия финансовых властей не скоординированы между собой, и предложения тоже не скоординированы с общей государственной политикой. Я считаю, что надо начинать со стратегии, которая сейчас разрабатывается, которую через несколько месяцев должны представить президенту. Стратегия до 30-го года с разбивкой на 5-летия, я так представляю, должна быть и по годам. Я имею стратегию, которая имеет в себе цели. Цели, на мой взгляд, должны быть ориентированы на человека, то есть мы должны определить, скажем так, качественные потребности человека, причем не минимальные, а биологические определенные, медицинские определенные, соответствующие величию нашей страны, и под эти потребности человека, под это качество жизни людей мы должны определить комплекс мероприятий, а под комплексом мероприятий уже и налоговую политику, и денежно-кредитную политику, и бюджетную политику строить, причем не только на федеральном уровне, но и на региональном. Вот тогда исходя из этого можно уже было бы смотреть, что предлагает правительство. На мой взгляд, эти хаотичные движения, их уже было много на моей памяти.Причем президент обещал для бизнеса не менять правила игры.Не менее пяти лет, чтобы правила игры не менялись, а тут постоянно вбрасываются в общество различные предложения, которые только отпугивают, в том числе инвесторов. Потому что изменения правил игры - это самое опасное для инвестора, и, естественно, никто не будет в таких условиях придерживать деньги, положит на депозит в банке, нежели инвестировать.Что происходит? Денежно-кредитная политика, здесь копий тоже много сломано, и предыдущий состав Госдумы больше способствовал тому, чтобы как-то на это дело повлиять. Сейчас конституционное большинство "Единой России". Она известно какого курса придерживается, с ними мы тоже надеемся поговорить, но что можно было поменять, на ваш взгляд, в денежно-кредитной политике?Ключевая ставка, она сейчас, конечно, снижается, на наш взгляд, намного медленнее, чем могло бы происходить, инфляция меньше 7%, это все признают, валютный курс стабилен. Поэтому мы считаем, что ключевую ставку можно было бы решительнее снижать. Ну и, на наш взгляд, Центральный банк мог бы активнее участвовать, используя различные финансовые инструментарии в проектном финансировании. Этот опыт уже есть в связи с антикризисными мероприятиями правительства. Он так вяло и неактивно внедрялся, на мой взгляд, здесь и Минэкономики занимало достаточно пассивную позицию, ну и Центральный банк консервативно к этому инструменту относится. Госдума может каким-то образом в нынешнем виде давить на Центральный банк во всяком случае, призывать его к более активным действиям, ставить вопрос об изменении мандата или вы такого не ожидаете?- Ну, тема мандата все время будет стоять. В законе о Центральном банке прописано, что он должен создавать условия для экономического роста, это прописано. Но главное - это ценовая стабильность. ЦБ движется в этом направлении.Я еще раз подчеркну. Все-таки главная цель - это человек. Это россиянин, который должен жить достойно, а все остальное, в том числе инфляция, это средства для того, чтобы нашу жизнь сделать достойной, прежде всего рядовых граждан. Ну, на мой взгляд, все-таки если мы достигаем цели по инфляции и наносим ущерб экономическому росту, то это неправильно. Политикам здесь надо быть гибче.Минфин считает, что как бы возможности такой нет. Минфин считает, что расходы на человеческий капитал как бы увеличивать тоже сильно не получится, хотя все партии об этом говорят.Ну, да, и это тоже, кстати, ошибка, потому что, я считаю, главное направление средств, в том числе государственных, должно быть два. Первое - это всемерно стимулировать инвестиции и с помощью налоговой политики, и с помощью бюджета. И с помощью денежно-кредитной политики. И второе - это человеческий капитал, это экономика знаний. Поэтому, если мы не будем туда инвестировать, значит мы безнадежно будем отставать от ведущих стран.Оборонно-промышленный комплекс может быть драйвером экономики или на этот счет тоже есть разные мнения?- Оборонка уже является драйвером экономики, она поддерживает прочность нашей экономики. Кстати, и способствует диверсификации нашей экономики, но я депутат от Чувашии, избранный от Чувашии, где много предприятий оборонного комплекса, и эти предприятия, скажу, не только ориентированы на удовлетворение оборонного заказа, они активно сейчас диверсифицируют свое производство, понимая, что в любой момент государство может пересмотреть вот этот подход – поддерживать оборонный комплекс, армию. И будет стремиться к тому, чтобы, они стремятся к тому, чтобы диверсифицировать вот свое производство, развивают и гражданские направления. - Спасибо. Беседу провел Алексей Бобровский.
