В рейтинге регионов по уровню госдолга Вологодская область поднялась на 17 позиций
В рейтинге регионов по уровню государственного долга Вологодская область поднялась с 79 до 62 места, улучшив свои показатели по долговой нагрузке на 17 позиций. Об этом сообщили в пресс-службе правительства региона. В настоящее время в четырнадцати российских регионах накопленный государственный долг превышает объем собственных доходов региональных бюджетов. В недалеком прошлом наша область входила в число таких субъектов Российской Федерации. Все усилия правительства области с 2012 года направлены на укрепление доходного потенциала региона. Реализуются мероприятия по сокращению налоговой задолженности и легализации налоговой базы. Предоставление налоговых льгот осуществляется при условии их положительного влияния на экономику региона и состояние доходной части бюджета. Оптимизирована налоговая нагрузка с учетом поддержания благоприятного экономического климата и поддержки социальных категорий населения. Созданы условия для инвестиционного роста. Приняты законы области, направленные на привлечение и поддержку инвесторов, готовых реализовать в регионе крупномасштабные и капиталоемкие инвестиционные проекты, способные диверсифицировать экономику региона и улучшить состояние доходной базы бюджета. Действуют конкретные меры поддержки малого бизнеса. Ключевым результатом стало качественное изменение структуры доходной базы и повышение ее устойчивости. Основу бюджета составляют имущественные налоги и налог на доходы физических лиц. В 2014 году доходы бюджета Вологодской области впервые превысили докризисный уровень. По итогам исполнения бюджета 2014 года Вологодская область покинула десятку регионов Российской Федерации, объем государственного долга, которых превышает 100% объема налоговых и неналоговых доходов. Государственный долг области сократился до 99,8% от объема собственных доходов бюджета. Правительством области проводится взвешенная бюджетная политика, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов. С этой целью формирование бюджета осуществляется программно-целевым методом. Траты бюджета поставлены в зависимости от достижения целевых показателей. Это в значительной степени повышает финансовую дисциплину получателей бюджетных средств. По итогам исполнения областного бюджета 2015 года остановлен рост государственного долга области. Впервые за восемь лет с 2009 года государственный долг сокращен на 0,5 млрд. рублей, объем государственного долга составил 97,0% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Сделан большой шаг на пути финансового оздоровления региона. В 2016 году Вологодская область одна из немногих субъектов РФ и единственная в СЗФО сформировала профицитный бюджет. По итогам года область должна выйти на объем налоговых и неналоговых доходов 54,4 млрд руб., что выше уровня 2015 года на 7,1 млрд руб. Уже по итогам восьми месяцев план по приросту налоговых и неналоговых доходов по консолидированному бюджету выполнен на 64%. По-прежнему наиболее крупными плательщиками доходов в бюджет являются металлургическое производство и химическая промышленность. Также наблюдается увеличение поступления налогов по значительному кругу традиционных для Вологодчины отраслей: сельское хозяйство и пищевая промышленности, производство машин и оборудования, торговля, электроэнергетика, транспорт. В текущем году совместно с контрольно-надзорными органами реализуется комплексный план мероприятий по улучшению администрирования и увеличения поступлений доходов в бюджет области в 2016 году. Разработаны дорожные карты, направленные на привлечение населения к государственной регистрации и повышение качества земельного контроля. За I полугодие текущего года Вологодская область по темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области с показателем 119,5% занимает восьмое место среди регионов России. Решить задачу сокращения государственного долга и оптимизации структуры государственного долга области стало возможным, благодаря мерам, принятым правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации в 2014-2016 годах по замещению долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета. С 2014 года привлечено в областной бюджет указанных бюджетных кредитов на замену "дорогостоящих" банковских заемных средств в сумме 20,7 млрд рублей. Экономия расходов по обслуживанию государственного долга оценивается в сумме более 3 млрд рублей. Налажено активное и конструктивное сотрудничество с банковским сообществом. Это позволило существенно снизить процентные ставки по действующим рыночным заимствованиям и осуществить привлечение новых кредитных средств на более выгодных условиях. В результате с 2012 года удалось сэкономить на обслуживание государственного долга более 1,7 млрд. рублей. Средневзвешенная ставка по действующим государственным контрактам с кредитными организациями не превышает 10,5% годовых или размер ключевой ставки Банка России. По итогам исполнения областного бюджета 2016 года за счет собственных доходных источников государственный долг области планируется уменьшить на 3,2 млрд рублей до 73,0% от объема налоговых и неналоговых доходов. Достичь безопасного уровня государственного долга, не превышающего 50% собственных доходов областного бюджета, планируется к 1 января 2020 года.
