Уже не раз и не два говорилось о том, что сегмент торговой недвижимости — один из главных пострадавших во время кризиса на отечественном рынке коммерческой недвижимости. Понятно, что и офисная недвижимость тоже пострадала довольно сильно, но коммерческая недвижимость пребывает сейчас в не самом лучшем состоянии. Но, согласно последним исследованиям, в России на каждую тысячу жителей в среднем приходится 146 квадратных метров качественной торговой недвижимости. Как утверждают эксперты консалтинговой компании CBRE, по уровню обеспеченности населения магазинами в настоящее время лидирует Краснодар. Здесь показатели намного выше средних — даже с учетом окрестностей города данный показатель равен 611 квадратным метрам на тысячу жителей. Таким образом, именно Краснодар является лидером среди городов с населением менее миллиона человек. И, как говорят специалисты, это еще не предел, в ближайшие год-два показатели кубанского города могут стать еще лучше. А вот если говорить о городах-миллионниках, то самый высокий уровень обеспеченности торговыми площадями зафиксирован в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде. В этих случаях на одного жителя приходится по 500 квадратных метров на тысячу жителей. Также надо отметить, что россияне, которые проживают в Москве, обеспечены торговыми площадями значительно лучше, чем жители большинства регионов страны. Согласно прогнозам экспертов, к концу этого года на тысячу человек здесь будет приходится примерно 458 квадратных метров торговых площадей. Иными словами, с магазинами никаких проблем и ни в каком районе возникать не должно. Но при этом показатель обеспеченности москвичей торговой недвижимостью ниже, чем в других столицах европейских государств. В общем, в столице и в некоторых регионах все очень даже неплохо. Но в большинстве российских городов недостаток торговой недвижимости все же ощущается. Нельзя игнорировать недавнее исследование аналитиков международной консалтинговой фирмы Cushman & Wakefield, которые сообщили, что более чем в 30 процентах российских городов не ведется строительство качественных торговых центров. Более того, в ряде населенных пунктов вообще не представлены современные магазины. Самый яркий пример в этом смысле — Махачкале. Эксперты на будущее обеспеченности россиян торговой недвижимостью смотрят под разными углами и, соответственно, придерживаются разных точек зрения по этому вопросу. Так, управляющий риелторской фирмы “Соловьев и партнеры” Леонид Соловьев считает, что кризис на рынке торговой недвижимости хоть и достиг своего дна, но ожидать скорого роста не следует. Главная причина — финансовый кризис. "Сейчас далеко не все девелоперы готовы вкладываться в строительство торговой недвижимости. А, значит, никакого бума не будет. Этот сегмент восстановится лишь при благоприятных внешних и внутренних экономических условиях. Пока ждать чего-то революционного не приходится — все идет скорее по накатанной", — говорит эксперт. А вот руководитель агентства недвижимости “Мой дом” Сергей Цыгалев убежден, что какого-то оживления в сегментах коммерческой следует ждать в начале 2017 года. По мнению специалиста, если рынок коммерческой и торговой недвижимости достиг своего дна, значит, за этим неминуемо последует рост. "К концу нынешнего года девелоперы наконец-то поймут, что еще одного обвала на рынке не будет, и станут вкладывать деньги в строительство новых торговых центрах. Должен развернуться строительный бум как раз в тех регионах, где торговых площадей отчаянно не хватает. А это неминуемо приведет к росту сегмента", — резюмирует специалист.
